Волшебная фазенда

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Волшебная фазенда » Психология и воспитание, развитие и обучение » Личный опыт. Истории усыновления.


Личный опыт. Истории усыновления.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

истории взяты с проекта "К новой семье" и газеты "Ау, родители"

0

2

А это другая история. История Анны из г. Мурманск

Как Андрюша нашел дом.
  Часть первая
.

Признаться, не знаю, с чего начать СВОЮ историю усыновления. Читала много разных - трогательных, нежных, трудных и при этом очень счастливых. И всякий раз кажется, вот как будто прямо с нас и списано, а ведь у каждого все равно своя, может просто чуть-чуть похожая, история. Наша будет называться просто: «Как мы нашли Андрюшу» или «Как Андрюша нашел дом».

Короткая сказка про мальчика

Где-то далеко в заполярном городе жил один маленький симпатичный мальчик. Мальчик как мальчик - теплые ручки, живые карие глазенки, круговорот волос на макушке. Любил возиться в песочнице, слушать страшные сказки, играть с другими ребятишками в прятки и мяч, находить жуков и гладить приблудных кошек. В общем, такой же малыш, каких тысячи на земле. Только вот не было у него мамы. И он все ждал, когда же наконец она придет. Шло время, мальчику исполнилось сначала два годика, потом три, четыре и пять. Он научился уже завязывать шнурки непослушными пальчиками, стирать свои носочки и трусишки, он научился считать до десяти и сочинять всякие истории, он научился быть солдатом и мужественно терпеть прививки. Только мама все равно не приходила. И тогда он однажды сказал воспитательнице: «Наверное, меня уже никто никогда не заберет?» А что воспитательница? Погладила по голове и ничего не сказала.

Еще немного лирики

Примерно в это же время в этом же заполярном городе жила одна семья - папа, мама и сынок. Мама и папа ходили на работу, сын в школу, и все у них было хорошо, но как будто чего-то не хватало в их жизни. Первой это заметила мама и начала мучиться неясными вопросами - о смысле жизни, например, о собственной пустоте и никчемности, о том, что жизнь проходит, утекает между пальцев, а хорошего так ничего и не сделано, ну и все в таком примерно духе. И поделилась как-то своими мыслями с папой. И постепенно, после годичных раздумий, мама и папа решили: а как хорошо было бы, если бы у нас в доме появился еще один мальчик или, может, девочка. И они нисколько не удивились, когда их сынок с удовольствием с таким решением согласился, только попросил, чтоб обязательно был мальчик, и не очень маленький, чтоб он смог с ним играть.

Реальность

Мама и папа пустились на поиски. Те, кто прошел этот путь, знают, из каких этапов он состоит, а тем, кому только он предстоит, пожелаем терпения и мужества. Папа с мамой собрали кучи бумажек, прошли горы учреждений, получили море отказов, познакомились с огромной армией бюрократов и с чуть меньшим числом людей, живых и теплых, и в конце концов обрели-таки бумажку, в которой было написано, в каком детском доме они могут увидеть своего родного человечка. А в том, что он будет точно родным, уже мама и не сомневалась, несмотря на полное отсутствие подробной информации и даже фотографии мальчика.

Встреча

Пожалуй, стоит выделить этот рассказик в отдельную главу и даже немножко сменить стиль. Потому что волнительнее этого момента не было, наверное, ни в жизни папы, ни в жизни мамы. Представьте, стоишь ты перед закрытой дверью, а за ней ждет тебя (а, может, и не тебя, но все равно ждет) настоящий, оформившийся уже человечек со своим характером и внешностью, тебе абсолютно неизвестными. Ждет и все смотрит на дверь, потому что предупрежден нянечками о том, что у него нашлись родственники. Как трепыхалось тогда Андрюшкино сердечко? Не знаю. Знаю, что наши периодически приостанавливались от страха. А потом дверь открылась - а там был НАШ Андрюша. Наш целиком и полностью, даже внешне похож - смуглый крепкий черноглазик. Говорят, у кого-то екает сердце, кто-то поначалу не испытывает особых чувств, а у меня было ощущение, словно мой родной сын из отпуска вернулся, не видевшись с мамой лето. Ни жалости, ни трогательности, просто крепкое твердое чувство родного, своего. На суде потом спрашивали: «Что, вот так увидели и полюбили сразу?» Да, увидели и полюбили.

Дом

Сначала были только общие выходные и горькие-горькие расставания по понедельникам, когда мы тверденько упирали ножки в пол, чтобы нельзя было надеть штанишки, а ручки плотненько прижимали к телу, чтоб кофточку тоже нельзя было надеть. Прогулки по будням - жалкое время, один час в день, полчаса из которого проходило в бесконечных повторяющихся вопросах: «Почему не забираете меня? Когда мне выпишут билет, чтоб меня можно было отдать?». В упреках и капризах: «Вы меня, наверное, не любите, убежу от вас, потому что вы бабки-ежки!». Такими были наши первые дни - в смертельной усталости по вечерам от бесконечных подвижных игр (потому что Андрюшка привык играть только в коллективные), в постоянной тревоге (суд все задерживался из-за абсолютно неспешного сбора документов детским домом) и при этом с крепнущим с каждым днем чувством уверенности в правильности сделанного шага. Какие, к черту, мысли о смысле жизни! Я забыла о всех своих метаньях и жизненных неудовлетворенностях!

Трудности

Первой нашей проблемой были родители. Нам-то принять решение об усыновлении оказалось довольно легко, а вот как воспримут они - это можно было только предполагать. Мы не стали говорить им сразу, сообщили только тогда, когда нашли уже Андрюшку. Обе мамы были в это время в отпуске, моей поехала рассказывать моя сестра, а свекрови - мой муж. Со стороны своей мамы я ничего плохого не ожидала, что и подтвердилось. Она пожелала лишь только нам сил и здоровья, чтоб поднять двоих. А вот свекровь была в шоке. Дело в том, что она всегда мечтала о девочке (внучку бы понянчить) и, естественно, при этом о своей, а не детдомовской, а тут такой финт! Первое ее знакомство с Андрюшей выглядело так: едва взглянув на парня, она прикрыла глаза рукой и весь вечер говорила о наследственности, а на мальчишку поглядывала с таким видом, словно это потенциальный источник заразы. Надо отдать ей должное, сейчас она очень старается изменить себя, берет Андрюшку с собой гулять, покупает шмотки и игрушки. Я рада, что хоть так контакт постепенно налаживается. Дальше будет видно.

Далее. Отношения со старшим сыном. Тут проблем практически никаких пока не возникло. Есть отдельные вспышки ревности, но, на мой взгляд, за рамки обычных семейных отношений не выходят.

А начала нас беспокоить вот какая проблема, как и когда рассказать Андрюше, что он не родной наш сын и надо ли это вообще? Дело в том, что сохранить тайну усыновления в нашем случае не удастся, Андрюша слишком большой, он многое помнит из своей прежней жизни, и вокруг все знают, что мы взяли ребенка из ДД, языков всяких много. Сам он пока определил свой жизненный статус так: «Сначала меня дедушка родил, а потом вы». То ли поддерживать легенду, что мы его родственники, то ли потихоньку честно рассказывать, не знаем пока. А дедушку своего Андрюша помнит хорошо, несмотря на то, что тот последний раз навещал его около двух лет назад. Помнит, как тот целовал его в ушко, какая была в доме елка, какие цветы на окнах. И по вечерам иногда прижмется ко мне и шепчет: «Мама, а с дедушкой мне можно будет попрощаться?» Я в таких случаях теряюсь и начинаю лепетать невнятно, что вот, дескать, дедушка вернется из моря (он действительно ходит в море) и, наверное, сам нас найдет. Надеюсь, со временем забудется это все, но как знать?

Дальше. Очень наш Андрей обидчив, просто чрезмерно. Любое мало-мальское замечание воспринимает в штыки, замыкается, залезает под стол или в другой укромный уголок и сидит там, пока не отойдет. Но это, я считаю, достижение, потому что поначалу он реагировал иначе - начинал топать ногами, громко кричать, не плакать, а именно кричать нечленораздельное что-то, а потом, по прошествии долгого времени, упрекать нас в том, что мы его не любим, или любим меньше, чем Виталика. «Виталик домашний, а я из группы, поэтому вы меня не любите», - вот такие я речи как-то раз услышала. А что тут скажешь, как ему доказать, что ничем наша любовь не отличается?

Довольно остро встал вопрос о деньгах в последнее время. Я понимаю, что он их не видел раньше никогда, поэтому даю ему иногда монетки на чупа-чупс. Но как ему доступно объяснить значение денег и откуда они берутся, не знаю. Понятие «работа» пока за семью замками, думает, что деньги покупают в магазинах. Сверхинтерес к игровым автоматам в магазинах, даже стараюсь меньше его в такие места брать с собой. Иногда начинает требовать деньги, злится, если не даю, тогда обида на полвечера.

Поначалу нас беспокоило вот еще что. Когда Андрюша приходил к нам на выходные, он абсолютно не мог сосредоточиться на каких-то вещах дольше 5 минут. Посмотрит кусок мультика, тут же ему новый ставь, потом другой. О книжках речи не было вообще - слушать отказывался категорически. Мы уж с перепугу решили, что он такой и есть. А на самом деле, вероятно, это было что-то вроде стресса. Теперь он, оказывается, умеет играть подолгу один (а мы думали, что обречены на коллективные игры), смотрит один и тот же мультик по три раза (если понравился), книжки мы читаем не только на ночь, но и в течение дня. Только, в отличие от старшего сына, он не любит длинных повествований, поэтому всякие Чебурашкинские эпопеи и прочие произведения с продолжением мы не читаем, он предпочитает сказки с началом и концом, слушает очень внимательно. Еще умеет сам здорово сочинять сказки минут на 20 длиной и прикольно составляет рассказы по картинкам (это от отсутствия игрушек их воспитатели в группе научили). Совсем не играет в машинки, конструкторы, наверное, просто оттого, что не привык, не знает их. Любит лепить из пластилина и хорошо рисует.

Надо сказать отдельно про чувство жалости и сострадания. Жалеет дома только меня. Я тут на днях повредила связки на ноге, он и грелку принесет, и мазью мазать помогает, и все приговаривает: «У сороки боли, а у мамы заживи». Но когда свалился с температурой и сильной головной болью старший сын, начал прыгать у него на кровати и на все мои попытки его урезонить отвечал, что ему хочется прыгать и он будет это делать. Пришлось увести силком, он сильно обиделся. Абсолютно равнодушно воспринимает любые огорчения, и мелкие, и крупные: чашка разбилась, кому-то плохо, голова болит, кто-то расстроен: «Ну и что, я же играть хочу!» Может, это нормально для пятилетних, я уж не помню. А может, нет, тогда посоветуйте, что делать. Арсенал жалостливых книжек и историй исчерпан, история Андрюшкиной жизни по жалостливости перевешивает.

Категорически отказывается идти в садик, а скоро уже нам это предстоит. Думает, что это что-то вроде ДД, подозревает нас в измене. «Взяли сначала, а теперь опять отдаете?» Ну тут уж мы как-нибудь, я думаю, сможем его убедить, что никто предавать не собирается.

Заключение
Вот такой у нас мальчик. Очень умный, как-то по-житейски мудрый даже. Виталик в его возрасте был гораздо наивнее. Любит разговаривать на всякие философские темы. Например: - Андрюша, что такое семья? - Это когда все живут вместе с папой и мамой в одном доме и любят друг друга. - А что такое любовь? - Это мечта.

Я не знаю, что посоветовать людям, только решившим сделать ТАКОЙ выбор, у меня пока слишком мало опыта. Одно могу сказать совершенно точно, приемный ребенок абсолютно ничем не отличается от родного, ни на самую малую капельку, это я поняла только сейчас. А сомнения у меня по этому поводу были и немалые, надо признаться. Очень боялась, что не смогу полюбить. А сейчас до смешного доходит - ищу общие черты во внешности, в поведении, ловлю себя на том, что сижу и смотрю на него с блаженным лицом. Люблю.

Андрюша уже полтора месяца с нами (я считаю и дни до суда). Мы вместе много уже пережили - и притирку со старшим сыном, и жуткие истерики с топаньями ногами, и маты, и отказы от еды. Мы учимся каждый день вместе со своими двумя уже сыновьями, учимся любить друг друга, понимать и жалеть. И страшно вслух говорить о счастье, потому что скажешь, а оно - раз, и улетело. Я просто скажу, что наш Хомячок (так он себя называет) Андрюшка подарил нам Жизнь - разноцветную, радостную и (была не была, признаюсь) очень счастливую.   

продолжение следует...

0

3

ЗА МНОЙ, НАВЕРНОЕ, УЖЕ НИКТО НЕ ПРИДЕТ…

Он каждый выходной ждал деда. Деда, который навестил его последний раз два года назад.

Июнь 2000 года. Лето. Жара. Под окошком роддома - толпа: муж, друзья, мама, свекровь, еще какие-то родственники… У меня родился сын. Восторгам окружающих нет предела. Открытки, поздравления, улыбки, улыбки, улыбки…
Сентябрь 2008 года. Обычный день, еще немножко отдающий летним теплом, внезапно расщедрился на скупое северное солнышко. На нашей с мужем работе - странная суматоха - то ли тревожная, то ли радостная, не поймешь. Ждут. Ждут нас - кто с нетерпением, кто с любопытством, кто с недоверием: ну разве нормальные люди способны на такое? Кружок коллег (все дни рождения и праздники мы отмечаем традиционно вместе) - смущенные взгляды, робкие поздравления (от некоторых), а в воздухе просто витают недоумение, неуверенность, незнание, как себя вести и что сказать. Мы приехали из суда. Сегодня у нас "родился" еще один сын.
Андрей. Пять с половиной лет. Черные глазенки исподлобья. Нижняя губа дрожит, как будто он сейчас заплачет. Лохматый, грязная шея (папа решил, что это такое огромное родимое пятно, а оказалось, что просто в детском доме не было горячей воды). "Гуманитарная" красная футболка. И совсем нерадостный взгляд. Да и чего ему нам радоваться, чужим дядьке и тетьке?
Ждал вовсе не нас, а деда, который навестил его последний раз два года назад. Ждал каждый выходной; когда к кому-то из ребятишек приходили их горе-родители, сидел на подоконнике и смотрел в окно. А в последний год все чаще стал говорить воспитателям: за мной, наверное, уже никто не придет…

Пожалуй, не стоит подробно останавливаться на объяснениях, "как мы дошли до жизни такой" и решились взять мальчика из детского дома. Те, кому это близко, и так поймут, а кто далек от подобных мыслей - тому слишком долго объяснять. Скажу лишь, что шаг был вполне обдуманный, сердцем прочувствованный, и не было пока еще момента хоть сколько-нибудь пожалеть о нем.
На момент появления Андрюхи ситуация в нашей семье была такая. Мы с мужем - граждане так называемого среднего класса, не сильно бедные, не очень богатые. Обычные. Старший сын Виталик, 11 лет учился в шестом классе. Сложнее всего, на мой взгляд, пришлось именно ему. Мало того, что собственный возраст поганский - сам себе не рад, а тут еще подсунули в его комнату какого-то типчика, который быстренько раскурочил все игрушки, разрисовал тетрадки и стер "запоминалки" на компьютере. Приступы ревности со стороны старшего братца перемежались с жуткими истериками Андрюшки - это было самое, пожалуй, запоминающееся в первые полгода совместной жизни. И это несмотря на то, что наша адаптация прошла на удивление хорошо - так мне теперь кажется. Из детского дома Андрюшка принес кучу разнообразных навыков и умений, всяких - хороших и не очень. Начну по традиции с хорошего. У нас ни разу не возникло вопросов соблюдения гигиены - старшего сына никак не научу чистить зубы два раза в день, а Андрюха, напротив, делает это легко и с удовольствием, без всяких напоминаний. Отлично относится к физическому труду - посуду моет, за кошкой убирает, таскает сумки из магазина. Я поначалу была в тихом шоке, когда он норовил по вечерам свои трусишки и носочки постирать. Но потом воспитатели в детском доме рассказали мне, что они учат этому специально - "этим детям надеяться не на кого". Пока оформлялись документы на Андрюшку, воспитатели оперативно научили его завязывать шнурки ("Андрюша у нас уходит домой, значит, должен уметь это делать"), прошли заново счет до десяти, вспомнили стихи, которые учили зимой… В общем, мальчик наш пришел домой подготовленным по полной программе. Я, кстати, очень благодарна Андрюшкиным воспитателям: при весьма ограниченных средствах (элементарных канцтоваров нехватка) они занимаются с детьми так, как ни в каком садике я не видела. Ну и, вероятно, нам еще просто повезло: у Андрюхи не наблюдалось ни ЗПР, ни задержки речи, довольно часто встречающихся у воспитанников детских домов. Нет, мы не выбирали себе сыночка "получше", мы забрали его по направлению опеки, даже не видя фотографии, - просто он подходил по возрасту и, по счастливой случайности, не попал в число детей, забираемых в то же время в новую Деревню SOS у нас в области.
Ну а помимо многочисленных достоинств, у нас оказался набор и иных прелестей: замечательное владение табуированной лексикой (матерком ругался без проблем), совершенно сумасшедшая страсть к просмотру мультиков (от телевизора было не оторвать) и полное равнодушие к книгам. Нас очень беспокоило, что ни на каких вещах Андрей не мог сосредоточиться дольше пяти минут. Посмотрит кусок мультика - тут же ему новый ставь. О книжках речи не было вообще. Мы с перепугу решили, что у парня проблемы с обучением. А на самом деле, вероятно, это было что-то вроде стресса - привыкал он так к новой обстановке. Он совсем не умел играть один, не знал, что ему делать с игрушками, предпочитал гонять мяч с папой во дворе - это уже, вероятно, было следствием коллективного воспитания. Понимать все эти тонкости мы начали гораздо позже, когда заметили, что и парень наш меняется потихоньку.
…Мы получили подарок от судьбы, только тогда еще не знали об этом. Да и "подарок" в первые месяцы пребывания дома задал нам жару. Начнем с того, что он не спал один - так и не научился, обязательно должен быть кто-то рядом, пока Андрюха не заснет. Повергал нас в отчаяние своими бесконечными истериками по любому незначительному поводу - с бросаньем всем хлыстом на пол, с диким воем и битьем рук и ног в стену или пол.
Помимо истерик были еще угрозы "удавиться веревочкой", "убежу от вас", но постепенно все куда-то делось, и начал раскрываться очаровательный, теплый мальчик, не по-детски мудрый, тонко чувствующий и просто добрый, открытый парнишка.
Первые полгода нашей совместной жизни нам много пришлось и над собой поработать, и много просить помощи. Совершенно неоценимую оказали родители с конференции "Приемный ребенок" на 7ru и руководитель проекта "К новой семье" Алексей Рудов. Без поддержки этих людей, без их искреннего, живого участия в наших проблемах было бы значительно труднее. Нет, мы бы, разумеется, справились и сами, но, вполне возможно, большей кровью и не так быстро.
Серьезной проблемой был детский сад. Твердое убеждение, что мы решили от него снова избавиться, изменить оказалось непросто. В течение месяца, наверное, просто заглядывали на территорию, объясняли, что это не "группа", где Андрюшка жил раньше, что сад - это что-то вроде работы, на которую он будет ходить днем, как и мы, и возвращаться вечером. Сводили внутрь, благо заведующая, понимающая женщина, позволила совершить нам такую экскурсию. И все же в первые месяцы было тяжело.
Поначалу всех воспитательниц звал мамами - по привычке, как в детском доме. Дрался насмерть с мальчишками, которые сперва его не приняли, дрался с девчонками. Мне после достаточно тихого Виталика, признаюсь, было жутковато слышать каждый день в саду кошмарные истории про разбитые губы, разбирать, кто прав, кто виноват, и уводить мальчика с фонарем под глазом - "мама, как-то НЕЧАЙНО получилось". Весь год Андрюха наотрез отказывался участвовать в любых садиковских мероприятиях, не танцевал, не выступал на утренниках. Мне даже кажется, воспитатели подозревали в нем некоторую бестолковость. И только через год наш парень стал в саду образцовым ребенком. Он теперь звезда всех детских праздников и мозг всех занятий. Воспитатели не нахвалятся. Мы гордимся.

Очень изменились отношения со старшим братом - то, что заботило и тревожило нас больше всего. Виталик наконец-то принял малявку окончательно. Мои мальчишки все больше времени проводят вместе: играют, носятся по комнатам, вместе осваивают компьютер, Виталик читает Андрюхе на ночь книжки (да-да, мы полюбили книжки!), сидит с ним, пока тот не уснет, и просто бесятся. А какой Виталик авторитет для Андрея! А какими влюбленными глазами Андрей смотрит, когда тот приходит из школы! А как переживает Виталиковы неуспехи в учебе! "Мама, ты лучше не ругай его, а то у него от этого все еще хуже становится". Маленький педагог и психолог с добрым сердечком и светлой душой. "Бабушка, я всю жизнь за тобой ухаживать буду, потому что ты мне мамочку родила" - и ухаживает, и одеяло притащит, и по голове погладит, и будет тихо сидеть рядом.
…По телевизору передача, и кто-то о ком-то говорит: она потрясающая женщина. Андрей: "Да нет же, это моя мама - потрясающая женщина". Я где-то читала, что детдомовские ребятишки, если провели в учреждении все свое младенчество, не умеют потом любить, их надо учить этому. Не знаю, правда это или нет. В Андрюхе такой огромный, нерастраченный запас любви, такое желание дарить ее! Идет, к примеру, по улице и вдруг как ухватится за руку и шепчет тихонько: "Мамочка, как же я тебя люблю!" И не для того говорит, чтобы получить что-то желанное, а просто так, от полноты чувств. Любит делать подарки - рисует картинки дома для любимой воспитательницы в детском саду, рисует папе и мне, любит прижаться и сидеть на диване в обнимку. Любит бабушек, просто всех людей, очень открыт и отзывчив.
Самая последняя наша радость - это то, что наш мальчик успешно прошел собеседование в хорошую прогимназию и с будущего года будет носить гордое имя "гимназист". Для меня втройне, наверное, гордое - пожалуй, я только сейчас поняла, как разнятся дороги "домашних" детей и сирот. Я вдруг сейчас очень ясно осознала, что у Андрюхи появился Шанс - стать лучше, успешнее, может быть, счастливее. И странно, что, когда мы забирали его из детского дома, такого чувства не было, - просто взяли за ручку и привели домой. А сейчас перед ним открывается Дорога. Очень надеюсь, хорошая и твердая дорога.

0


Вы здесь » Волшебная фазенда » Психология и воспитание, развитие и обучение » Личный опыт. Истории усыновления.