Шот-лист свадебной съемки

В доме невесты

Платье невесты. Желательно отдельно от самой невесты. Хинт: приехать в дом невесты придется заранее.
Процесс надевания платья. Классическим считается крупноплановый кадр затягивания шнурка на спине невесты.
Процесс накладывания макияжа. Хинт: большую часть кадров имеет смысл делать в конце процесса.
Мамы, папы, сестры-братья невесты. Отдельно и вместе. С невестой и без.
Романтическая свадебная предметка: кольца, туфельки невесты (не перепутайте — ботинки жениха к обязательным кадрам не относятся) и т.п.
В доме жениха

Тут особенно много не наснимаешь: те же групповые и одиночные портреты с родственниками, да процедура натягивания смокинга. Как правило в доме жениха снимает либо ассистент, либо вообще никто.

Выкуп

Снимается в режиме репортажа с практически нулевым выходом годных кадров, обо 20 человек на наших лестничных пролетах — это нормально снять практически невозможно.
Главное не проморгать момент встречи жениха с невестой.
Жених с невестой на фоне тещиного дома.
Букет невесты крупным планом.
По дороге в ЗАГС

Машинку свадебную снимите, пока украшения не поистрепались в пробках.
Невеста садится в лимузин. По идее, жених должен ей в этом помогать, что, однако, случается не всегда. Хинт: пните жениха.
Невеста смотрит в окошко лимузина. Стекло опущено и/или поднято. Фотограф внутри машины и снаружи. Хинт: смотреть может не только невеста, но и жених. Вместе. А еще можно жениха отразить в стекле.
В ЗАГСе

Последние приготовления и прихорашивания. Хинт: обычно в ЗАГСах много зеркал, стоит это обыграть.
Совместные портреты брачующихся и гостей.
Большой групповой портрет всех приглашенных на церемонию.
Роспись. Хинт: когда лупите серией роспись невесты (она оставляет автограф первой), не забывайте о том, что еще жениху расписываться — частенько к этому моменту вспышка говорит «кря! дай остыть и зарядить конденсаторы». Насколько я помню, подписей надо оставить 4 штуки: забавно, но женихи часто забывают про одну из них, а невесты им изящно указывают пальчиком — отличный кадр.
Обмен кольцами.
Торжественный вынос женихом невесты из ЗАГСа. Хинт: ответственно подойдите в выбору точки съемки и разгоните гостей, загораживающих пару.
На прогулке

Тут уж пусть ваша фантазия работает. Постарайтесь вовлечь в процесс съемки всех гостей — пусть тоже участвуют в процессе, а не только бутербродики уминают.

В ресторане

Сервированные столы без гостей.
Детали интерьера и украшения (если они, конечно, этого стоят).
Хлеб-соль-каравай.
Разбивание тарелок. Хинт: берегите глаза и объектив, т.к. этот процесс лучше снимать с низкой точки, и осколки полетят прямо на вас.
Битье бокалов. Хинт: пусть кидают по вашей команде — это увеличит шанс получить годный кадр.
Большой групповой портрет всех присутствующих.
Постарайтесь не пропустить тосты главных гостей: мамы, папы, бабушки и дедушки.
Первый танец.
Танец невесты с отцом (часто со свекром).
Танец жениха с мамой (часто с тещей).
Бросание букета. Тут совет тот же, что и при кидании бокала — делается все по вашей команде. Старайтесь занять такую позицию, чтобы в кадр заведомо попали все участники процесса.
Бросание подвязки. Хинт: см. выше.
Пляски и конкурсы.
Что еще хочу сказать: приведенный список — не догма. И это надо отчетливо понимать. Если новобрачные спланировали свой свадебный день так, что какой-то кадр сделать не получается — не делайте его. В конце-концов, чем дальше вы отойдете от шаблона, тем лучше.

Позаботьтесь об аппаратуре. (Очевидная истина, но тем более удивительно, как часто об этом забывают начинающие фотографы). Что надо иметь при себе:
фотокамеру, а лучше две — на случай выхода одной из строя. Думаю, не стоит говорить о том, что уметь управлять этой техникой вы должны с закрытыми глазами. Разумеется, крайне желательно обзавестись зеркальным фотоаппаратом, если он будет цифровым (уровня хотя бы «продвинуто-любительского»), то вообще отлично. «Мыльницы» просто не предназначены для съемки в таких условиях и при таких нагрузках.
Объектив. Идеальный вариант — светосильный зум с диапазоном фокусных расстояний от 35 до 150 мм. Стоит прихватить фикс-«портретник» для постановочных кадров и «телевик». Широкоугольный объектив в данном случае вещь достаточно бесполезная ввиду чудесных искажений, из-за которых невеста оказывается чуть более беременной, чем есть на самом деле. Впрочем, для общих планов и портретов в стесненных условиях ЗАГС-овских предбанников широкий угол тоже может пригодиться. Если у вас два фотоаппарата, на один имеет смысл надеть зум-широкугольник, а на второй — зум-телевик. Никто не будет повторять роспись в ЗАГСе только по той причине, что вы не успели поменять объектив.
Вспышку. Даже не надейтесь на встроенную. Только внешняя, причем с большим ведущим числом. Полезно иметь баунсер (рассеиватель, не путать с отражателем, о котором чуть ниже), он поможет избежать глубоких и некрасивых теней на портретах в помещениях.
Светоотражатель. Это на тот случай, если планируется много постановочных снимков на пленэре. Да и вообще захватить его крайне желательно, особенно в яркий солнечный день. Помните, что используя отражатель, вам не обойтись без услуг ассистента-добровольца.
Батареек надо брать двойной, нет, лучше тройной запас.
Пленка (если кроме «цифры» вы хотите поснимать и на нее). Расчет количества сугубо индивидуален, но расклад примерно такой: а) брать надо не менее 20 катушек; б) прикинув, сколько вам надо, умножайте на два.
Цифровые носители. Даже не думайте об отбраковке снимков с помощью дисплея камеры. Запаситесь флэшками, а лучше переносным цифровым фотоальбомом (автономный винчестер, совмещенный с картридером). Можно, конечно, и ноутбук с собой взять, но помните о времени автономной работы и весе. И все равно, даже если у вас есть фотоальбом или ноутбук, необходимо иметь как минимум две карты памяти, поскольку за то время, пока снимки копируются на винчестер, может произойти много интересного.
Удобная сумка. В которую можно положить всю аппаратуру и иметь возможность в любой момент достать любую ее часть. Одним словом, рюкзак не подходит.
На всякий случай (который, кстати, не так уж и редок) стоит захватить штатив. Большую часть времени он не понадобится, но если придется снимать в темном помещении с темными стенами и потолком (еще хуже — зеркальным), то тут без штатива не обойтись, ибо вспышкой вы, скорее всего, только испортите кадр.
Снимайте в RAW-формате. Вообще, момент спорный, поскольку RAW сильно укорачивает длину серии, но с другой стороны, сильно облегчает постобработку. Что важнее — решать вам. Рискну посоветовать чередовать форматы в зависимости от ситуации: постановочные снимки вполне можно снять в RAW, а репортаж в JPEG.

Удачи!

Комментарии и дополнения традиционно приветствуются.