Волшебная фазенда

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Волшебная фазенда » Клуб любителей фото и видеосьемки » Все про вспышки, часть I, теоретическая


Все про вспышки, часть I, теоретическая

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Очень часто и мне лично, и на разного рода фотофорумах задают одни и те же, простые, казалось бы, вопросы:

Какую выдержку ставить при съемке со вспышкой?
Какой режим включить на камере при съемке со вспышкой?
Почему у людей на снимках красные глаза? Я же включил режим "подавления красных глаз". А как сделать так, чтобы глаза не были красными?
Почему у меня иногда при включении вспышки весь фон становится черным?
Почему считается, что встроенная вспышка - это плохо?
Почему у меня при съемке со вспышкой все лица такие плоские, а все прыщи и морщины на них - такие заметные?

А также не очень простые:
Что такое "выдержка синхронизации"?
Что такое "синхронизация по первой/второй шторке"?
Что такое "медленная синхронизация"?
Как синхронизировать с камерой внешнюю вспышку?
Как заставить вспышку нормально работать при короткой выдержке, скажем, 1/800?

Ну, и прочие смежные вопросы, касающиеся использования импульсного света в фотографии.

Я понимаю, что при всей кажущейся простоте, съемка со вспышкой таит в себе всякие разные каверзы, и под катом постараюсь подробно ответить на все вопросы, а также популярно изложить общие принципы работы импульсного света, чтобы все встало на свои места.





Для начала - предупреждение: излагать буду максимально подробно, доступным языком, ориентируясь на читателя с минимальным уровнем знаний, и постараюсь затронуть все возможные аспекты, так что букв будет действительно много.
Не испугались?

Тогда - поехали...

Эх, вспышка, вспышка... Мне вообще иногда кажется, что если со всякой выдержкой-диафрагмой большинство, все-таки, худо-бедно разобрались, то с пониманием принципов использования вспышки проблемы возникают даже у более или менее продвинутых фотолюбителей.  Во всяком случае, судя по задаваемым ими вопросам. Видимо, слишком уж много там неочевидных на первый взгляд тонкостей, и любая из них может оказаться важной.
Так что давайте уж разберемся подробно, от начала и до конца, чтобы ответить на все-все вопросы. И, если вы чувствуете, что не совсем разбираетесь в том, как работает вспышка, и зачастую используете ее "на авось" - обещайте мне, что вы дочитаете до конца, не пропуская ничего. Пусть будет скучно, пусть много технических подробностей - как я уже говорил, любая из них может оказаться важной для понимания,  а понимание - важным для правильного применения.
Договорились? Вот и славно.

Итак, начнем с самого начала.

Что же такое фотовспышка?

В общем и целом, не вдаваясь в скучные и ненужные технические подробности, это  источник достаточно яркого света, по световой температуре (то есть по цвету) максимально приближенного к натуральному солнечному. Кроме того, этот источник имеет характерную особенность - он выдает свет короткими яркими импульсами. Насколько короткими? На самом деле - очень и очень короткими, в среднем - не длиннее 1/500 секунды, а зачастую и короче. Я вас очень прошу, обратите внимание на эту цифру - она, как вы впоследствии увидите, имеет немалое значение. Импульс света может быть один, или их может быть несколько подряд - это зависит от режима использования вспышки, и к этому мы еще вернемся.
Именно потому, что такой источник выдает свет короткими импульсами, его также называют "импульсным источником", а свет - "импульсным".
Ну, и раз уж мы заговорили о длительности импульса, упомяну, что в тех вспышках, где мощность импульса регулируется - она регулируется именно за счет его длительности.

Импульсные источники света бывают самыми разными, но самый распространенный их вид - обычная, наверняка уже встроенная в вашу фотокамеру, вспышка. Еще вы, наверняка, сталкивались с вспышками, выполненными в отдельном корпусе, имеющем специальные приспособления для крепления на фотокамере - так называемыми "внешними", "компактными" вспышками. Кроме того, существуют и специальные источники импульсного света, применяемые при съемке в студии - они, как правило, имеют питание от сети, достаточно большую мощность, устанавливаются на специальные штативы и используются с различными насадками.

Но все же, какими бывают фотовспышки?

Тут я перечислю несколько наиболее часто встречающихся типов фотовспышек, и упомяну основные особенности, им свойственные. В этих самых особенностях самым главным, на что стоит обратить внимаие, будет способ управления мощностью импульса. Что это за способы такие, для чего нужны и чем отличаются - я ниже расскажу, это важно.



Встроенная в фотокамеру вспышка.  Вон она, прямоугольник над объективом. Наверняка в вашей камере такая есть. Ну, или почти такая - выпрыгивающая на специальном кронштейне.
Какие-то характерные особенности для этих вспышек выделить сложно - они могут быть самыми разными, в зависимости от производителя и цены камеры. От самых простых неуправляемых, до достаточно сложных, согласованных с автоматикой камеры, и использующих всякие TTL режимы замера.

Но одно общее качество у них точно есть - как правило, они достаточно маломощны. Кроме того, они физически привязаны к камере, а значит, расположением источника света почти невозможно управлять. О том, зачем надо управлять его расположением, и как это сделать - мы еще поговорим.

И, все же, попробуем охарактеризовать наиболее распространенные встроенные вспышки. Скорее всего, ваша встроенная вспышка будет: маломощной, с возможностью управления мощностью импульса, по способу управления - либо согласованной с автоматикой камеры, либо имеющей собственную автоматику.

http://img-fotki.yandex.ru/get/3314/mkatenev.a/0_5ca6_467f749_M
Внешняя "компактная" вспышка, согласованная с автоматикой камеры (системная).
Их еще иногда называют "репортерскими", чтобы не путать со студийными импульсными источниками. Такую вспышку обычно покупают, если возможностей встроенной вспышки оказывается недостаточно. а бюджет не слишком ограничен. Почему "системная"? Да потому, что это самое согласование с автоматикой камеры будет работать только в рамках той системы фотографического оборудования, для которого эта вспышка предназначена. Казалось бы, тихий ужас - кто их знает, сколько там этих систем? Но на деле все не так уж и плохо - как правило, у каждого производителя фотокамер система одна-единственная (ну, в крайнем случае, есть еще одна-две устаревшие). Так что вспышка, предназначенная, скажем, для современных камер Canon, с достаточно высокой вероятностью будет нормально работать на любой из них. То же и для других производителей. 
Такие вспышки предлагаются, обычно, самими производителями фотокамер, но есть и всякие "третьи" фирмы, их выпускающие. На иллюстрации, к примеру, одна из лучших подобных вспышек, фирмы "Metz". Как правило, в описании такой вспышки прямо указывается, для какой именно системы она предназначена, так что ошибиться сложно.

Что же можно сказать про эти вспышки?  Ну, во-первых, они существенно мощнее встроенных. Во-вторых, такие вспышки имеют автономное питание, то есть работают либо от батареек (аккумуляторов), либо от внешнего блока питания. Третье, и самое главное - по способу управления они все имеют возможность работать в режиме согласования с автоматикой совместимой с ними камеры. Но у многих из них можно включить и другие режимы управления - от ручного, до собственной автоматики вспышки.
Кроме того, у таких вспышек встречаются и замысловатые дополнительные режимы - стробоскоп, быстрая синхронизация, и тому подобное. О них мы ниже поговорим обязательно.

http://img-fotki.yandex.ru/get/3211/mkatenev.a/0_5ca5_1d86fee5_M
Внешняя "компактная" вспышка с собственной автоматикой (не системная).

Более бюджетный, и, в настоящее время, куда менее распространенный вариант, нежели предыдущий. Разница в том, что такая вспышка никак не связана с автоматикой камеры, и имеет собственный датчик освещенности (вон он, маленькое отверстие над логотипом производителя). Белая бляшка сверху - это встречающаяся на таких вспышках светоловушка, которая позволяет осуществлять удаленную синхронизацию вспышки с затвором камеры. О синхронизации мы, как вы уже догадались, ниже тоже поговорим.

Мощность у таких вспышек бывает самая разная, встречались и очень мощные экземпляры. Что до способа управления мощностью: то, как и следует из названия, основной способ - управление мощностью импульса при помощи собственной автоматики вспышки, на основании показаний встроенного датчика освещенности. У некоторых таких вспышек есть и ручной режим управления мощностью.
Понятно, что такие вспышки не привязаны к определенной системе, и их можно назвать универсальными.

http://www.acmepower.ru/img.php?gallery=small&id=674
Неуправляемая внешняя "компактная" вспышка.
Да-да, бывают и такие. Они дешевы и чрезвычайно просты. Например, большинство советских вспышек были именно такими.
Мощность импульса у них всегда одинакова. Обычно на таких вспышках есть маленькая табличка или что-то вроде арифмометра, с помощью которых можно рассчитать потребную диафрагму при известных расстоянии до объекта и чувствительности пленки (или матрицы).

Студийный имульсный источник света.
Как можно понять из названия - такие вспышки применяются, преимущественно, при студийной съемке. Как правило, они имеют питание от сети, и существенно большую, по сравнению с "компактными" вспышками, мощность. Кроме того, они оборудованы системой, позволяющей как крепить саму вспышку на стандартных стойках для студийного освещения, так и крепить к вспышке различного рода приспособления, управляющие световым потоком - рефлекторы, софтбоксы, тарелки, тубусы, шторки, соты, светофильтры и тому подобное. Сразу хочу сказать, что тема студийного света чересчур обширна для освещения в этой статье, поэтому подробно я обо всем этом рассказывать тут не буду.

По типу исполнения бывают как моноблоками, так и отдельными головками, требующими подключения к внешнему генератору импульса. Впрочем, все это выходит далеко за рамки моего рассказа.

По способу управления такие вспышки, в подавляющем большинстве - ручного управления. То есть, мощность импульса регулируется фотографом вручную. Наиболее дешевые и простые из таких вспышек - неуправляемые, с фиксированной мощностью импульса.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Flashcube_on_Kodak_Instamatic.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3b/Sigma_150mm_with_Canon_MT_24-EX.jpg/180px-Sigma_150mm_with_Canon_MT_24-EX.jpg
Всякая экзотика.
Когда-то, во времена оны, были распространены и всякие экзотические источники импульсного света. Например, химические вспышки, импульс света в которых получался за счет быстрого сгорания рабочего вещества (как правило, магниевого порошка или магниевой фольги). Вот этот смешной кубик на иллюстрации - одна из последних серийно выпускавшихся химических вспышек. Каждая из четырех сторон кубика - колба с магниевой фольгой внутри, при срабатывании фольга сгорает, давая импульс света. После этого вспышка переворачивается другой стороной - и снова готова в бой. По способу управления, как вы понимаете, это вспышка с фиксированной мощностью импульса, то есть - неуправляемая.
Еще раньше фотограф просто насыпал магниевый порошок в специальную чашку на рукоятке, и так или иначе поджигал его. Видели, наверное, в кино.
Но про эту экзотику мы говорить не будем - скорее всего, большинство из вас ее только в кино и увидят. Хотя автор, к примеру, эти вот смешные кубики еще застал.
Сюда же, к экзотике, отнесем и специализированные фотовспышки, например, вспышки для съемки макро (на второй иллюстрации). По типу это обычно согласованные системные вспышки, а отличаются от обычных "компактных"  конструкцией светоизлучающей головки, которая специально предназначена для решения совершенно определенных задач. Подробно рассматривать я их тоже не буду - те, кто покупают такие вспышки, обычно в курсе, как их правильно использовать.

Ну что, с распространенными типами вспышек разобрались с горем пополам, теперь давайте поговорим о тех самых способах управления мощностью импульса.

Спрашивается, а зачем им вообще управлять-то? Не можем же мы, в конце-концов, управлять мощностью солнца, когда снимаем на улице, и ничего, справляемся как-то.
Правильно, справляемся. Для этого, как я писал в одной из предыдущих статей, у нас есть возможность управлять экспозицией, регулируя выдержку и диафрагму. Со вспышкой же этот номер не пройдет - как будет понятно дальше, изменение выдержки нам почти ничего в этом случае не даст. Остается диафрагма - но она сильно привязана к сюжету снимка. Ну, и еще чувствительность, у которой свои ограничения.
Кроме того, солнышко-то от нас бог знает как далеко, и, если мы подпрыгнем - сильно ближе к нему не станем. А вспышка - она куда ближе, и совершенно по-разному освещает близкие к ней и далекие от нее объекты. Настолько по-разному, что даже небольшая разница в расстоянии от вспышки может существенно сказаться на освещенности объекта. А объектов-то в кадре может быть множество, и не все на одинаковом расстоянии...
Так что разумнее, естественно, имея в своих руках источник света, регулировать именно его мощность. Кстати, именно в этом и состоит принципиальная разница между съемкой с использованием естественного освещения, и съемкой, с использованием вспышки. Здесь тот самый камень преткновения, о который многие спотыкаются, привыкнув управлять экспозицией посредством ограничения количества попадающего на матрицу света, а вместо этого столкнувшись с необходимостью управлять ею, изменяя мощность (и прочие параметры) самого источника света.

Да, и к слову - как я уже раньше говорил, мощность импульса вспышки, как правило, регулируется за счет изменения его длительности. Так уж они устроены, вспышки эти - сама по себе яркость их лампы неизменна.

В общем, понятно, что управлять мощность, по-возможности, надо бы. А как это сделать? Вот для этого-то и существуют разные режимы управления вспышкой. Некоторые из вспышек реализуют только один режим, некоторые - несколько, и имеют возможность выбора режима. А сами режимы вот какие:

Согласованная вспышка

Это самый сложный, но и самый эффективный в большинстве случаев, способ. Он же, как ни странно - и самый распространенный, потому что реализован в большинстве вспышек (во многих встроенных в камеру, и во всех внешних системных "компактных" вспышках).
Суть этого способа заключается в том, что автоматика камеры работает в тесном контакте с автоматикой самой вспышки, образуя согласованную систему. Общаются при этом камера со вспышкой по специальному протоколу, разному для разных систем. Даже контакты на колодках, предназначенные для такого управления, у разных систем разные. Ну, а если вспышка встроена в камеру - тут вообще никаких проблем с согласованием не возникает.

Так как же работает согласованная вспышка?

В случае, если вы пользуетесь вспышкой, управляемой автоматикой камеры (то есть согласованной вспышкой), перед этой самой автоматикой камеры встает задача определения потребной для данного сюжета мощности импульса. Решать она ее будет, исходя либо из выбранного пользователем режима работы автоматики, либо, если камера находится в полностью автоматическом режиме, исходя из заложенных производителем алгоритмов.
Когда камеры были пленочными, эта задачка решалась очень просто - в камере был специальный датчик, который улавливал прошедший сквозь объектив отраженный от пленки свет вспышки. Затвор открывался, вспышка стартовала свой импульс, и в тот момент, когда автоматика решала, что света на пленку попало достаточно, она просто передавала на вспышку команду прервать импульс. Таким образом, количество света, попавшего на пленку, мало зависело от того, какой объект освещался вспышкой, на каком расстоянии он находился, а зависело лишь от желания фотографа или от алгоритма работы автоматики. Такие системы обычно назывались TTL (Thru The Lens, "через объектив") управлением согласованной вспышкой.

С цифровыми камерами все оказалось несколько сложнее - матрица, в отличии от пленки, покрыта стеклянным фильтром, и уловить отраженный от нее свет достаточно сложно. Поэтому производителям пришлось пойти на некоторое усложнение системы, и заставить вспышку совершать предварительный, так называемый "оценочный" импульс еще до того, как будет открыт затвор камеры. Свет от этого импульса улавливается эксподатчиками камеры, и на его основании рассчитывается потребная мощность, которая потом и воспроизводится в основном импульсе. На некоторых моделях камер этот самый оценочный импульс можно даже заметить невооруженным взглядом, на других промежуток между оценочным и основным импульсами настолько мал, что для человеческого глаза они сливаются в один.
В итоге, после того, как вы нажали на спуск, происходит вот что: сначала камера дает вспышке команду произвести оценочный импульс, но затвор при этом не открывает. Вспышка производит импульс (достаточно слабый), камера оценивает получившуюся картину, и вычисляет необходимую мощность (продолжительность) основного импульса. В этом вычислении учитывается множество факторов, в том числе, может учитываться и расстояние до объекта, на который мы сфокусировались (эти данные поступают из объектива).  И только после этого камера открывает затвор, сообщает об его открытии вспышке, и та совершает уже основной импульс вычисленной мощности. Затвор закрывается - и мы готовы делать следующий кадр. Такие системы у разных производителей называются по-разному. У Canon, например, такая система называется ETTL, у Nikon - iTTL, и так далее.

Автоматическая вспышка (управление с помощью встроенной автоматики)

Если вы используете автоматическую вспышку с собственным сенсором освещенности, то здесь все происходит примерно так же, как в пленочной TTL системе, только сенсор находится не в камере, а на вспышке, и смотрит не на пленку, а просто прямо вперед, на снимаемый объект. В этом случае камера, открыв затвор и сообщив об этом вспышке, больше с ней не связывается, а стартовавший импульс прерывается в тот момент, когда автоматика вспышки решает, что света, отраженного от снимаемого объекта и попавшего на ее сенсор, уже достаточно для нормального экспонирования. Этот способ, очевидно, имеет определенные недостатки (например, совершенно не в состоянии учитывать, какой объектив вы используете, и попавший на сенсор свет может быть отражен совсем не от того объекта, который на деле попал в кадр), и в настоящее время используется редко.

Ручное управление

В случае же ручного управления вспышкой (и в случае неуправляемой вспышки) мощность импульса уже задана заранее фотографом, или вообще фиксирована. Никаких сенсоров, никакого прерывания импульса - затвор открывается, камера сообщает об этом вспышке, та производит импульс заранее заданной мощности, затвор закрывается. Правильную мощность фотографу приходится определять самостоятельно, а, если возможности управления мощностью у вспышки вообще нет - управлять экспозицией другими способами, например, изменяя диафрагму, или изменяя расстояние между вспышкой и снимаемым объектом.

Ну как, пока все понятно? Не бойтесь, скоро мы закончим эту скучную техническую часть, и перейдем к собственно фотографической.

Но сначала - пара слов о синхронизации.

Когда вы читали описание способов управления мощностью импульса вспышки, вам все время встречалась конструкция вроде "камера открывает затвор, и сообщает об этом вспышке". А как, собственно, она сообщает? И зачем это нужно?

Зачем - вопрос простой. Раз источник у нас импульсный, и импульс его очень короток, то было бы неплохо, чтобы он произошел именно в то время, когда открыт затвор, верно? В противном случае - что от него толку? Казалось бы, всего дел - одновременно нажать на кнопки спуска и камеры, и вспышки. Но проблема в том, что тут речь идет об очень маленьких временных промежутках, сотых долях секунды, и человек просто не в состоянии синхронизировать такие короткие события. А вот автоматика - вполне в состоянии. Тем более, что в данном случае она очень проста - камере всего лишь надо, открыв затвор, замкнуть некий контактик, а вспышке - сработать в момент, когда он будет замкнут.
Элементарно, правда?

В большинстве случаев - да. Тот самый центральный контакт на колодке фотоаппарата для этого и предназначен. Если вспышка стоит на камере, этот контакт на колодке замыкается в момент срабатывания затвора, вспышка это понимает - и срабатывает как раз вовремя. А если вспышка не стоит на камере, а должна находиться отдельно от нее? Тогда, конечно, мы сталкиваемся с некоторыми сложностями, к которым мы еще вернемся.

Ведущее число вспышки

Вы наверняка слышали этот термин, правда? Число какое-то, куда-то ведущее. Куда? Кого? Непонятно.
На самом же деле ничего загадочного. Мало того - и ничего особенно важного. Это всего лишь мощность импульса вспышки, измеряемая, вы не поверите - в метрах! Хорошо хоть, что не в килограммах...
По сути, это расстояние до снимаемого объекта, при котором вспышка еще может обеспечить его нормальное освещение, при условии, что чувствительность равна 140 ISO, а диафрагма - единице.
Сейчас у подавляющего большинства фотовспышек есть возможность регулировать мощность импульса, то есть работать с переменным ведущим числом. И этот термин все больше и больше употребляют в качестве обозначения максимальной мощности импульса, которую способна выдать вспышка, и иногда включают в ее название. Например, максимальное ведущее число вспышки Canon 580EX равняется 58 метрам, а вспышки Canon 430EX - 43 метрам.
Само по себе ведущее число применяется в расчетах экспопараметров при ручной установке мощности вспышки, и, если вы снимаете в каком-то из автоматических режимов - можете смело выкинуть его из головы, оно вам не понадобится (подавляющее большинство читателей смело могут это сделать, и они будут абсолютно правы). Запомните только, что чем больше максимальное ведущее число вспышки - тем она мощнее.

Итак, в результате всех этих технико-лирических отступлений мы выяснили, что:

1. Вспышка - это источник света, который она выдает короткими (сотые доли секунды) импульсами.
2. Мощностью импульса вспышки, как правило, можно управлять - и делать это можно тоже разными способами. Основные из них - "согласование" с автоматикой камеры, и ручное управление мощностью.
3. Для того, чтобы импульс вспышки совпадал по времени с открытием затвора, существует такая штука, как "синхронизация" камеры и вспышки.
4. Ведущее число вспышки - это всего лишь мощность ее импульса (иногда - это максимальная мощность ее импульса).

Отлично. Вопросов, я надеюсь, нет?

Но все это было только начало. Так, простое определение и разъяснение терминов. Все самое интересное и важное начинается дальше (не влезло в один пост в силу технических ограничений).
http://taler.livejournal.com/191542.html

0

2

http://img-fotki.yandex.ru/get/3310/mkatenev.b/0_7627_70f303a4_orig
Ну вот, в первой части с большинством происходящих при съемке со вспышкой процессов и связанных с ними терминов мы разобрались. Надеюсь что все ее прочли? Если нет - то рекомендую прежде ознакомиться с ней, а лишь потом читать дальше.

Репортажная съемка со вспышкой в помещении

Самое время оставить на время скучную теорию, и поворотить взоры к практике. Давайте посмотрим, зачем же нам все это нужно, и разберем на практических примерах. А заодно постараемся и ответить на множество часто встречающихся вопросов, и выяснить причину не менее часто возникающих проблем.

Для начала - самое банальное. У вас дома вечеринка, гости пьют и веселятся, и в какой-то момент у вас возникает желание запечатлеть этот разгул на память. Вы берете камеру, наводите ее на не очень трезвую физиономию, нажимаете наполовину на кнопку затвора, камера, если у вас зеркалка, с треском вытаскивает из своих недр вспышку, трах-бабах, готов кадр. Смотрим на него - вроде все видно, но как-то совсем не так, как все выглядело невооруженным, так сказать, взглядом. И цвета какие-то другие, и освещение тоже, физиономия на переднем плане вся белая, если не считать вдруг покрасневших глаз, а противоположная стена комнаты, напротив, тусклая. Вместе с остальными гостями. Что за фигня? Ведь если мы снимаем на улице - вроде бы на фотографии все очень похоже на то, как мы видели глазами.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3212/mkatenev.b/0_7234_255198d_L

Что же произошло?

А вот что:
Снимали вы, скорее всего, в более или менее автоматическом режиме работы камеры. И ее автоматика посмотрела на все это счастье, и сочла, что света от ламп накаливания маловато, надо бы помочь вспышечкой. А так как ей никто не сказал иного, она решила использовать вспышку в качестве единственного источника света - так проще. Установила короткую выдержку, в районе минимальной выдержки синхронизации, чтобы свет от ламп не лез в кадр, и пыхнула вспышкой от всей души, рассчитав мощность ее импульса в меру своей сообразительности (если это была более или менее продвинутая камера, она применила режим согласования вспышки с автоматикой камеры, и постаралась не пересветить лицо на переднем плане). В итоге получаем кадр, в котором все освещено именно вспышкой, причем источник света находился не в самом удачном месте с точки зрения художественной ценности получившейся фотографии - прямо на самой камере. Отсюда и разница в степени освещенности переднего и заднего планов, и плоские лица без теней, и резкие некрасивые тени на стенах, буквально уродующие фигуры людей, и красные глаза, и прочее в том же духе. Ну, в лучшем случае нам может повезти, потолок в комнате может оказаться низким и белым, а стены - светлыми. В этом случае часть света от вспышки таки отразится от стен и потолка, и позволит получить чуть более симпатичную и равномерно освещенную картину, заодно малость смягчив резкие тени. А может и не повезти, если ваша вечеринка проходит в огромном помещении с высоченными потолками, или, напротив, в маленькой бревенчатой избушке без внутренней отделки, стены и потолок которой почти не отражают свет. В этом случае получаем белые плоские лица с красными глазками на провалившемся в тень фоне. Были, вроде, в неплохо освещенном помещении, а на снимке неожиданно оказались в какой-то черной пустыне. Было такое?

Что же делать? Как поступить?

Ну, для начала, надо решить, стоит ли вообще использовать вспышку. Может быть, лучше будет обойтись без нее - включить побольше света, попросить людей не дергаться, поставить камеру на штатив или хотя бы на стол, и попробовать сделать кадр без вспышки. Не получилось? Света не хватает, люди не хотят замереть? Ну что же, раз не получается использовать другие источники света, надо думать, как осветить все это дело вспышкой поаккуратнее.

А поаккуратнее - это как?

В нашем случае, видимо - это помягче и поестественней. Свет-то у нас обычно откуда падает? Правильно, сверху - солнце-то там, лампы тоже обычно под потолком. Значит, наиболее естественным освещением будет падающий более или менее сверху свет. Подвесить вспышку под потолок непросто, поэтому можно схитрить - направить ее в потолок в надежде, что свет отразится от него и упадет на людей под привычным, естественным углом. Заодно потолок сработает и как рассеиватель, придав свету мягкость. Звучит шикарно, правда? На практике тоже иногда срабатывает, но для этого, во-первых, вспышка должна иметь поворотную головку, позволяющую направить ее свет в сторону от того направления, куда смотрит объектив, а во-вторых, потолку при этом лучше бы быть не слишком высоким и не слишком темным. Если у вас есть такая вспышка, и ваш потолок не вознесся на пять метров, и не покрашен темной краской - вам очень повезло. Просто разверните головку вспышки вверх-вперед (про угол падения, который равен углу отражения, все помнят?), и снимайте.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3110/mkatenev.b/0_762a_e4e093ad_orig

Обещаю - результат вас вряд ли разочарует. Во всяком случае, он будет разительно отличаться от того, который вы получили, направив вспышку в лоб снимаемому.
И не забывайте, что вместо потолка с неменьшим успехом можно использовать стену. Или, скажем, холодильник. Сойдет все, что может эффективно отразить и рассеять свет. И помните, что если поверхность, которую вы столь бесцеремонно использовали в своих целях, окрашена в какой-то цвет, то такой же оттенок примет и все, что получится на снимке. Отразившись от окрашенной поверхности, свет от вспышки из белого станет цветным.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3113/mkatenev.b/0_7603_86fd25ef_orig

Надо сказать, что при съемке с внешней вспышкой, направленной в потолок, возникает одна специфическая проблема. Какая? Свет в этом случае сильно рассеивается, и падает преимущественно сверху. Все бы хорошо, но, если вы снимаете человека, под глазами у него могут появиться не очень приятные тени, да и вообще область глаз в этом случае освещается хуже, чем остальные части лица. Кроме того, из глаз пропадают блики от вспышки, что может сделать их несколько безжизненными. Но не беда - тут отлично помогает так называемая "белая карта". Что это такое? Просто маленький отражатель, закрепленный на вспышке, который перенаправляет часть светового потока вперед (если сама головка вспышки направлена вверх или вбок).
http://img-fotki.yandex.ru/get/3110/mkatenev.b/0_7606_db7e5e1d_orig

В некоторые вспышки белая карта встроена, и может выдвигаться по желанию фотографа:
http://img-fotki.yandex.ru/get/3214/mkatenev.b/0_721e_b16ee1c4_L

Вот этот белый пластиковый прямоугольник, что торчит из головки вспышки - и есть "белая карта".
В этой вспышке она может вытягиваться из головки на нужную длину, или полностью в нее прятаться.

А у некоторых вспышек фирмы Metz есть для этого даже специальный второй излучатель. Вон он, под основным излучателем, прямо на корпусе вспышки.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3314/mkatenev.a/0_5ca6_467f749_M

У вашей внешней вспышки нет встроенной "белой карты"? Не беда. Она с полным успехом заменяется белой пластиковой карточкой (я пользовался электронным пропуском на работу), куском белой бумаги и т.п., притянутой к головке вспышке обычной резинкой.
При съемке с "белой картой" важно помнить, для чего именно она служит, и контролировать ее размер (ту часть, что торчит над излучателем).  Чем ближе вы к объекту съемки, тем меньшего размера "белая карта" вам понадобится.

Ну, а если вспышка встроена в камеру, и другой нет?

Ну, что вам сказать, у вас серьезные проблемы. Можно, конечно, попробовать соорудить какой-то отражатель из подручных материалов, вроде фольги, который направит свет от вспышки в потолок. Эффект будет, но он может вас не удовлетворить - встроенные вспышки и без того не особенно мощны, а при таком расточительном использовании (аж два отражателя по дороге, фольга и потолок) их света может банально не хватить. Да и снимать с таким доморощенным отражателем непросто. Еще можно попробовать если не перенаправить свет от встроенной вспышки вверх, то хотя бы смягчить его, соорудив или купив для нее какой-то рассеиватель. Он поможет немного смягчить тени, и сделать снимок не настолько ужасным. Но вот проблемы с равномерностью освещения и с плоским светом на лицах никуда, к сожалению, не денутся.
Так что, если вас волнует художественная сторона вопроса - бегите в магазин за внешней "компактной" вспышкой, и не забудьте убедится, что ее головка поворачивается хотя бы вверх (но лучше, конечно, чтобы она имела возможность поворачиваться и в стороны).
http://img-fotki.yandex.ru/get/3309/mkatenev.a/0_7136_856c7788_orig
При разумном использовании вспышки, а также при некотором удачном стечении обстоятельств (светлые стены и потолок), можно достаточно равномерно и вполне естественно осветить и довольно большое помещение.
Здесь вспышка была направлена вверх и даже чуть назад, чтобы не пересветить оказавшиеся близко к камере лица. А представляете, что было бы, если бы я здесь пыхнул вспышкой строго вперед?
http://img-fotki.yandex.ru/get/3308/mkatenev.b/0_7236_68f81389_XL

Еще один пример использования накамерной вспышки в репортаже. Снят этот кадр, как и предыдущий, на детском утреннике, в довольно суетных и тяжелых условиях (ну, вы представляете себе детский утренник).
Как видите, даже в этом случае можно снять что-то более или менее осмысленно освещенное.

А есть какие-то тонкости, о которых стоит знать, снимая со вспышкой, направленной в потолок или стену?

Есть, но их, к счастью, не так уж и много.

Во-первых, такая съемка возможна, если потолок хотя бы относительно белый, и не очень высокий. С трех-четырехметровыми потолками большинство приличных "компактных" вспышек худо-бедно справляются, если потолок выше - использовать его будет уже гораздо сложнее. Потребуется, вероятно, переход на более высокие значения чувствительности, и снимать, скорее всего, придется на открытых диафрагмах.

Во-вторых, имейте в виду, что если поверхность, которую вы решили использовать как отражатель, окрашена в какой-то цвет - все остальное в кадре тоже приобретет цветовой оттенок. Иногда его бывает достаточно сложно предсказать, один цвет накладывается на другой, и получается нечто довольно неожиданное.

В-третьих, если потолок в помещении хоть и не высок, но окрашен в темный цвет, или имеет какую-то поглощающую свет фактуру - можете про него сразу забыть. Например, совершенно невозможно отразить свет от вспышки от потолка из бревен даже в крохотной избушке, где его едва ли не головой подпираешь.

В-четвертых, не забывайте про угол падения, равный углу отражения, и старайтесь направлять вспышку в потолок или в стену не строго над собой, а посередине между вами и тем объектом, который вам надо осветить. Тут, кстати, надо контролировать и еще один момент - если вспышка направлена не строго вверх или в сторону, а под углом вперед, часть света из ее излучающей головки пойдет к снимаемому объекту напрямую, сработав как своеобразная "белая карта". Иногда это хорошо, иногда - не очень. Так что за этим надо следить.

Ну, и наконец - не забывайте, что у вас есть такая штука, как диафрагма. Если мощности вспышки не хватает, и регулировка "компенсации вспышки" ничего уже не дает - попробуйте открыть диафрагму посильнее (если это возможно, конечно). А в крайнем случае - поднимайте чувствительность.

Конечно, в относительно большом помещении неоценимую помощь может оказать вторая (третья, четвертая и т.п.) вспышка, работающая согласованно с той, что стоит на вашей камере. Но, к сожалению, не у каждого есть несколько вспышек, да и разместить вторую вспышку бывает сложновато. Впрочем, об использовании удаленных вспышек мы еще поговорим в следующих частях статьи. 

А теперь давайте я попробую подробно проиллюстрировать кое-что из вышесказанного. В этом мне любезно согласился помочь некий жизнерадостный господин с розой. Заодно, видимо, он хотел поздравить дам с праздником.

Наведите мышку на интересующий вас снимок - и вы увидите мой комментарий к нему.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3110/mkatenev.b/0_721a_a12db9e0_Mhttp://img-fotki.yandex.ru/get/3213/mkatenev.b/0_7219_f35ed6dc_Mhttp://img-fotki.yandex.ru/get/3308/mkatenev.b/0_7214_276f5b4f_Mhttp://img-fotki.yandex.ru/get/3113/mkatenev.b/0_7217_7ac50d4e_Mhttp://img-fotki.yandex.ru/get/3210/mkatenev.b/0_7215_30070ca8_Mhttp://img-fotki.yandex.ru/get/3211/mkatenev.b/0_7216_aec54f14_M
Раз уж зашла речь о насадках, применяющихся при репортажной съемке со вспышкой - то их существует превеликое множество. Некоторые из них призваны сделать свет более мягким и рассеяным, некоторые служат для того, чтобы направить его не только в одну сторону, а во все стороны сразу - например, если нужно более или менее равномерно осветить помещение. Какие-то из насадок работают на просвет, какие-то - на отражение. Толк от них, в целом, есть, иногда немалый, но надо понимать, что они - далеко не панацея от всех бед.
http://www.foto.ru/products/images/th/20438.jpgЭта насадка работает как отражатель,
рассеивая свет всей своей поверхностью,
смягчая тени и блики
http://www.foto.ru/products/images/th/23070.jpgВ целом эффект от такой насадки более
или менее аналогичен предыдущей,
но работает она уже на просвет,
и создает меньше "паразитного" света
Любую из них несложно сделать самому, из самых что ни на есть подручных материалов. Об этом мы подробнее поговорим в следующих частях статьи.

Теперь о "красных глазах".

Как выясняется, многие не знают, откуда они берутся, и как с ними бороться. Заодно и разберемся, что это за режим "подавления красных глаз" в нашей камере такой, и почему он толком не работает.

В общем и целом, глаза на снимке получаются красными из-за того, что дно глазного яблока срабатывает как зеркало, отражая свет. Ну, а кровеносных сосудов там полно, поэтому отражаемый свет приобретает такой демонический красный оттенок. Почему же мы видим это только на некоторых снимках, сделанных преимущественно со встроенной в камеру вспышкой, и никогда не видим невооруженным взглядом? А все потому, что встроенная вспышка в камере расположена очень близко от оптической оси объектива, и отраженный глазным дном свет от нее попадает прямиком в объектив.
По-настоящему бороться с этим можно только одним способом - разнести вспышку и объектив на достаточно большое расстояние. На практике в большинстве случаев расстояния между головкой установленной на камере внешней вспышки и объективом бывает вполне достаточно.
А ненастоящий способ - это тот, что применяют производители фотокамер, реализуя "режим подавления красных глаз". При этом расстояние между вспышкой и объективом они увеличить не могут, и идут на хитрость - заставляют зрачок глаза рефлекторно сузиться еще до того, как будет сделан снимок. Красные глаза при этом никуда не деваются, они просто превращаются в красные точки. А как заставить зрачок сузиться? Да очень просто - надо направить в глаза яркий свет, для чего сгодится и несколько предварительных импульсов вспышки, и просто яркая лампа, встроенная в камеру специально для этих целей (или для подсветки автофокуса). В общем, преследующие вас на снимках демонические глаза - это еще один повод мчаться в магазин за внешней вспышкой, она решит проблему раз и навсегда.
Кстати, в основном именно по этой причине встроенные в зеркальные фотокамеры вспышки обычно выскакивают вверх на специальном кронштейне - таким образом увеличивается, насколько это возможно, расстояние между вспышкой и объективом. Есть, правда, и еще одна причина - объективы у зеркальных камер бывают достаточно большими, и чем дальше от объектива расположена вспышка, тем меньше шансов, что тень от объектива попадет в кадр.

Для иллюстрации вышесказанного я сделал два кадра одних и тех же глаз (угадайте, чьих?), с одного и того же расстояния около двух с половиной метров, одной и той же камерой.
Встроенная вспышка http://img-fotki.yandex.ru/get/3108/mkatenev.b/0_7224_c035650e_L

Внешняя "компактная" вспышка, установленная на камере http://img-fotki.yandex.ru/get/3113/mkatenev.b/0_7225_4039bba9_L

Как видите, при таком расстоянии от камеры до лица длины кронштейна, на котором выскакивает встроенная в мою зеркальную камеру вспышка, недостаточно, чтобы избежать покраснения глазного дна. А вот внешняя вспышка полностью решает проблему.
Кстати, имейте в виду, что по-настоящему имеет значение не само по себе расстояние между оптической осью объектива и излучателем вспышки, а угол воображаемого треугольника, который образуют центр объектива, глаза и излучатель вспышки. Чем этот угол острее (ближе к нулю градусов), тем больше вероятность получить красные глаза в кадре. Отсюда еще один способ их избежать - вместо того, чтобы разносить объектив и вспышку как можно дальше, можно попробовать переместиться ближе к фотографируемому человеку.
Ну, и как вы понимаете, при съемке непрямым светом, "в потолок", красные глаза не могут возникнуть в принципе . Разве что сильно перестараетесь с "белой картой".

На приведенной ниже схеме подробно рассмотрены все четыре случая: съемка с установленной на камеру внешней "компактной" вспышкой, съемка при помощи встроенной в зеркальную фотокамеру "выскакивающей" вспышки, съемка при помощи встроенной вспышки компактной камеры-"мыльницы".
http://img-fotki.yandex.ru/get/3214/mkatenev.b/0_73e4_5123069e_orig

Как видите, угол между оптической осью объектива и падающим от вспышки прямым светом наиболее велик в случае использования внешней вспышки. А вот у встроенной вспышки компактной камеры он совсем мал, а значит, и вероятность возникновения "красных глаз" очень большая.
И здесь же можно видеть, что есть смысл постараться решить проблему с "красными глазами", просто приблизив камеру к модели (схема 3).
Заодно я нарисовал и тень от объектива - видно, что у компактной камеры-мыльницы она может быть самой большой, даже если ее объектив - самый маленький.

И, если "красных глаз" никак не удается избежать - не расстраивайтесь. Они очень легко удаляются в фотошопе или других программах обработки фотографий. Кое-где даже есть специальная автоматическая функция для их удаления.

Ну ладно, все это хорошо, но какой же режим лучше установить на камере? Не снимать же на полном автопилоте, мы же фотолюбители, как никак, а не просто пользователи фотоаппарата?

Настройки камеры и вспышки.

Давайте разберемся. Итак, мы снимаем в недостаточно хорошо освещенном помещении, никакие другие источники света, кроме вспышки, использовать не получается. Это значит, что естественным выбором будет использование вспышки в качестве единственного источника света в кадре. Вспоминаем, что мы про него знаем.
А знаем мы про него то, что выдержкой мы управлять толком не сможем, и ее придется зафиксировать, лучше всего на значении минимальной выдержки синхронизации для нашей камеры. А вот диафрагма остается в нашем распоряжении, ее мы будем выбирать в зависимости от сюжета. Ну, а управлять экспозицией будем с помощью изменения мощности импульса вспышки - и давайте поручим это непростое дело автоматике. А в каком режиме камера позволяет произвольно выбирать диафрагму, автоматически подстраивая под нее все остальное? Правильно, в режиме приоритета диафрагмы, Av. Вот его и ставим. А дальше - самое главное, о чем многие либо забывают, либо просто не знают. Мы же решили, что вспышка - единственный источник света, а значит, надо объявить автоматике камеры о нашем решении. Пусть она зафиксирует выдержку, диафрагму мы ей сами скажем в процессе, а рулить она будет у нас мощностью импульса вспышки. Ну, и на все остальные источники света она у нас должна закрыть глаза, не учитывая их при расчете экспопараметров. Для того, чтобы сделать такое объявление, идем в меню камеры, ищем там настройку "Выдержка синхронизации вспышки в Av", и выставляем на "фиксированная", а не на "Авто". Это, если у вас камера Canon. Если у вас Nikon - нажимаем на кнопку подъема вспышки, и крутим управляющее колесико до тех пор, пока с экрана не пропадут надписи типа "REAR" и "SLOW", а останется лишь значок вспышки в виде молнии. Пользователи других камер легко найдут способы переключиться с медленной синхронизации в нормальную в инструкции к своей камере. Все, теперь автоматика камеры зафиксирует выдержку, не будет (а на самом деле - просто не сможет) учитывать влияние других источников света, кроме вспышки, и будет управлять экспозицией, регулируя мощность импульса. Естественно, для этого надо и саму вспышку, если она внешняя, переключить в режим согласования с камерой - обычно он обозначается как TTL. Встроенная вспышка также может иметь автоматический и ручной режимы управления мощностью - переключаем в автоматический. Подробности - в инструкциях к вспышке и к камере.
Сделали? Отлично, теперь мы готовы снимать. Выставляем нужную диафрагму (скажем, если это портрет, то раскрываем ее посильнее), убеждаемся, что при этом выдержка остается неизменной (если она меняется, значит - ваша камера осталась в режиме медленной синхронизации), наводим на резкость и нажимаем на спуск. Сделали кадр? Смотрим на него и на гистограмму, и при необходимости вносим корректировки в экспозицию, изменяя "компенсацию вспышки" (делается это примерно так же, как и экспокоррекция, только обычно нажать для этого надо другую кнопку, на которой, как правило, нарисован значок вспышки и плюс с минусом). Кстати, если вспышка согласованная внешняя - колесико или кнопки компенсации вспышки могут находиться и на ней, можно воспользоваться ими.

Можно, конечно, снимать и в полностью ручном режиме М, установив выдержку синхронизации самостоятельно. Некоторые уверены даже, что так будет правильнее. На самом деле - никакой разницы в случае, если вспышка у нас единственный источник света, нет. Если пользуетесь режимом М - не забудьте, что выдержка должна быть не короче минимальной выдержки синхронизации для вашего затвора, и не быть особенно длинной, в противном случае в кадр полезет свет от других источников света, если они есть. Ну, и убедитесь, что вспышка работает именно в автоматическом режиме TTL, а не в ручном - в противном случае и ее мощностью вам придется управлять самому.

Кстати, если у вас есть внешняя "компактная" согласованная вспышка, вы замечали, наверное, что при ее включении в головке вспышки что-то эдакое жужжит и двигается. Да и при съемке тоже инода слышно жужжание.
Так вот, это работает система изменения ширины пучка света, который излучает вспышка. Ширина пучка света изменяется для того, чтобы примерно соответствовать углу зрения объектива, который вы используете. Это позволяет, с одной стороны, не освещать пространство, не попадающее в кадр, и не терять на этом свет, а  с другой - избегать неравномерного освещения внутри кадра.

Работает эта система следующим образом - от камеры (или от фотографа) вспышка получает информацию о текущем фокусном расстоянии объектива, и соответствующим образом сдвигает лампу внутри своей головки. Чем больше фокусное расстояние объектива  - тем глубже задвинута лампа, и уже пучок света.

Как правило, диапазон изменения ширины пучка света примерно соответствует максимальному и минимальному углам зрения объектива 24-85мм. У вспышек подороже этот диапазон может быть и 24-105мм. А если используется сверхширокоугольный объектив с фокусным расстоянием 18мм - приходится закрывать излучатель вспышки специальным "широкоугольным" рассеивателем-насадкой, который выдвигается из головки вспышки. Этот рассеиватель делает пучок света еще шире.

На рисунке ниже показаны два разных положения лампы внутри головки, и, соответственно, две разные ширины пучка света (синие и красные пунктирные линии). Желтые пунктирные линии - это ширина пучка света при использовании широкоугольной насадки.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3209/mkatenev.b/0_736b_70ab976d_orig

Тут еще надо упомянуть, пожалуй, что указанное в характеристиках вспышки максимальное ведущее число (а что это такое - мы обсуждали в первой части статьи) указывается именно для самого "длиннофокусного" положения лампы внутри головки, для самого узкого пучка. В других положениях максимальное ведущее число вспышки меньше.

Ну, ладно, с красными глазами, режимами съемки и вспышкой в потолок все понятно. Но почему у меня при съемке со вспышкой цвета получаются такими неестественными, и непохожими на то, что я видел глазами?

Тут возникает вопрос о балансе белого при съемке со вспышкой. Что такое сам по себе баланс белого - надеюсь, объяснять не надо, с ним все так или иначе сталкивались.

Так вот, по своей цветовой температуре (оттенку) свет от вспышки максимально, насколько это вообще возможно с учетом применяемых технологий, приближен к естественному солнечному свету. В градусах Кельвина она составляет 5500-6000К, что примерно и соответствует солнечному свету. А вот свет от ламп накаливания, которыми обычно освещены помещения, существенно теплее - примерно 3000К. Человеческий глаз, конечно, способен в какой-то степени адаптироваться к изменению цветовой температуры источника освещения, и видеть цвета более или менее одинаковыми даже в разных условиях, но, все же, его возможности тоже ограничены. А вот у фотокамеры возможности адаптироваться нет совсем, если не считать возможность вручную или автоматически изменять баланс белого. Поэтому она будет видеть все "как есть".

Естественно, самым разумным вариантом будет съемка в RAW.  В этом случае все вопросы настройки баланса белого можно отложить до момента обработки фотографий. Если правильный цветовой баланс очень важен - можно перед началом съемки сфотографировать что-то нейтрально белое или серое. Например - лист бумаги. А затем, при обработке - использовать его для определения нужной цветовой температуры.

Но, если вы снимаете в JPEG, вам придется позаботиться о правильном балансе белого перед съемкой. Основная ошибка проиллюстрирована ниже, на снимке 1. Такой синюшный оттенок получается, если камера стоит в режиме "лампы накаливания".
Так что переключите баланс белого в камере на предустановку "вспышка" - так будет лучше всего. Скорее всего, у вас будет получаться что-то вроде того, что можно увидеть на снимке номер 2. Как видите, баланс почти точный, но, все же, с некоторым оттенком, в данном случае чуть холодноватым. Поэтому на снимке 3 я чуть поднял цветовую температуру, выставив нейтральную точку по белой стене (повезло, что такая оказалась в кадре).
А вот чтобы получить на снимке со вспышкой цвета, близкие к тем, что вы видели глазами при искусственном освещении, нужно еще сильнее поднять цветовую температуру. На снимке 4 я задрал ее аж до 9200К. Если в вашей камере нет возможности выставлять цветовую температуру в градусах Кельвина - можете попробовать для получения такого эффекта воспользоваться предустановкой "пасмурно" или "в тени".
1. Цветовая температура 2850Предустановка "лампы накаливания"http://img-fotki.yandex.ru/get/3308/mkatenev.b/0_722d_fbc3e39_M
2. Цветовая температура 5500Предустановка "вспышка"http://img-fotki.yandex.ru/get/3111/mkatenev.b/0_722e_f20ec77c_M
3. Цветовая температура 6300Баланс белого по белой точкеhttp://img-fotki.yandex.ru/get/3214/mkatenev.b/0_722f_6510b9f5_M
4. Цветовая температура 9200Установлена вручнуюhttp://img-fotki.yandex.ru/get/3111/mkatenev.b/0_7230_351e88d8_M

Но повторю - лучше всего снимать в RAW.

Кстати, если вы посмотрите на снимки, где господин с розой демонстрировал нам разницу между съемкой "вспышка-в-лоб" и "вспышка-в-потолок", вы увидите, что при одной и той же установке цветовой температуры (а она была одинаковой для всех снимков), тот кадр, что был сделан со вспышкой, направленной в потолок, несколько "теплее" остальных. Обычно так и происходит, потому что отражаясь от стен, потолка и предметов обстановки, свет немного окрашивается, и приобретает, зачастую, более теплый оттенок.

Вот, вкратце, и все, что касается технических аспектов съемки со вспышкой в помещении, при использовании автоматической TTL регулировки мощности ее импульса.

Продолжение статьи последует в самое ближайшее, я надеюсь, время, так что следите за эфиром. В следующей части мы поговорим об использовании вспышки как дополнительного источника света. А затем, в четвертой части - и о всяких интересных штуках вроде использования нескольких вспышек, удаленной синхронизации, разных приспособлениях, модифицирующих свет, и позволяющих использовать компактные вспышки в качестве студийного света.

0


Вы здесь » Волшебная фазенда » Клуб любителей фото и видеосьемки » Все про вспышки, часть I, теоретическая