Эпиграф
Все, чему мы должны научить своих детей, это ответственности ПЕРЕД СОБОЙ,
всему остальному они могут научиться и без нас
В этой статье я хочу затронуть тему разумного развития и воспитания ребенка, систематизировав знания физиологии и психологии в этой области.
Но прежде я хотела бы познакомить вас с собственным взглядом на механизм формирования Чувств и Эмоций. Он отличается от общепринятого. И суть его в том, что Эмоции – это проявление Чувств (я имею в виду чувства, непосредственно связаные с инстинктами, а не сформировавшиеся в процессе социализации человека).
Часть 1. Чувства и Эмоции
Механизм возникновения Чувств и Эмоций
Вспомните рефлекторную дугу, которую изучали на уроках биологии в школе. Упрощенно ее работу можно описать так:
раздражитель действует на рецептор;
информация передается по чувствительному нейрону в головной мозг;
из головного мозга команда передается по двигательному нейрону в соответствующий орган.
Механизм возникновения Чувств и Эмоций похож. Схематично его можно описать так:
раздражитель (произведение искусства, обидное слово, жуткое зрелище, собственные мысли и т.д.) воздействует на человека;
возникает Чувство, которое пронизывает человека и проникает в Подсознание (в мозг);
далее происходит «взрыв» психической энергии, управляемый из Подсознания;
эта энергия, освободившаяся из внутренних энергетических резервов человека, выплескивается наружу в виде Эмоции или внутрь, если человек сдержал энергию (говорят, «сдержал эмоции»).
Что происходит, когда энергия сдерживается человеком (блокируется)?
Образуется мышечный зажим, учащается сердцебиение, повышается давление, бросает в жар, увеличивается температура тела, усиливается потоотделение и т.д. Сдержанная энергия ищет выхода, так как человек не может долго находиться в возбужденном состоянии. Если выхода энергии (разрядки) не происходит, то возникает стресс (вернее, фрустрация), снижение иммунитета, и впоследствии - болезнь.
Многие мужчины, опасаясь выглядеть слабым, часто сдерживают свои Эмоции (мальчики не плачут), и тем самым провоцируют болезни и быстрее умирают. Женщины чаще мужчин проявляют Эмоции, потому что им это «позволено».
Примеры цепочек: Чувство —› Эмоциячувство прекрасного —› восторг
душевная боль —› рыдания
раздражение —› гнев
ощущение смешного —› смех
страх —› паника
Слева перечислены Чувства, а справа Эмоции. Разумеется, это всего лишь примеры, у каждого человека могут быть свои цепочки «Чувство —› Эмоция», отличные от приведенных.
Классификация Чувств по причине возникновения
Чувства можно разделить на 2 группы по причине возникновения:
Чувства, приносящие страдание (причина возникновения - в неудовлетворении потребностей человека).
Чувства, приносящие удовлетворение (причина возникновения - удовлетворение потребностей).
Я сознательно не разделяю Чувства на положительные и отрицательные, так как бывают люди, которые испытывают удовлетворение, например, от душевной боли, полагая, что страдание - признак святости.
Пути выхода психической энергии
Выход энергии осуществляется не только через Эмоции. Существует несколько путей выхода психической энергии:
Эмоции,
Двигательная активность,
Умственная активность,
Речевая активность,
Творческая активность,
сочетание перечисленных путей выхода энергии.
Например, получив двойку, обозленный ученик отправляется бить фонари (двигательная активность). Волнующийся на экзамене студент лихорадочно вспоминает ответ на билет (умственная активность). Человек кричит и причитает от горя (речевая активность). Влюбленный поэт пишет стихи (творческая активность). После бурной ссоры супруги также бурно «мирятся» в постели (эмоции и двигательная активность).
Управление психической энергией (направление ее в то или иное русло) тоже происходит на подсознательном уровне, на основании привычек (стереотипов) поведения человека (об этом ниже).
Внутренний диалог
Этот пункт рассчитан на любителей психологии, поэтому, если хотите, можете его пропустить.
Здесь я хочу отдельно остановиться на таком раздражителе, как внутренний диалог.
Когда мы размышляем о чем-либо про себя (внутренний диалог), формируем свое отношение, даем оценку, или принимаем чужую точку зрения, то этот внутренний диалог тоже выступает в роли раздражителя (только внутреннего). То есть мы можем мысленно накручивать себя, а потом неожиданно для окружающих взорваться Эмоциями: "Хватит! Надоело! Я живу, как крестьянка крепостная!" (из мультфильма "Простоквашино")
В традиционной психологии чувства - это переживание своего отношения к окружающей действительности или к самому себе. То есть человек имеет какое-то отношение (мнение, взгляд) к некоторому раздражителю, или пока еще только дает ему оценку, и в результате испытывает чувства.
Я считаю, что это есть определение частного случая действия механизма возникновения чувств и эмоций. То есть такого: раздражитель действует на человека (например, произведение искуства) -> возникает чувство (например, чувство прекрасного) -> происходит взрыв психической энергии -> освободившаяся энергия частично идет на Эмоции, а частично на Умственную активность - на формирование оценки (своего отношения к предмету искусства), которое происходит в виде внутреннего диалога ("Да, это шедевр!", "Отпад!" и т.д.). Далее, сам внутренний диалог в свою очередь может выступить к роли раздражителя, вызвать взрыв психической энергии и, как следствие, - Эмоции. И так далее по кругу (чем больше человек размышляет о предмете искусства, тем больше он ему нравится). Из обычной мухи вырастает упитанный слон.
Со временем (иногда достаточно и одного раза) формируется привычка реагировать на раздражитель строго определенным образом (об этом далее). То есть в приведенной цепочке сознательное ФОРМИРОВАНИЕ отношения к раздражителю становится подсознательным отношением к раздражителю. То есть отношение не формируется нами каждый раз, а появляется уже готовое, сформированнное, как чертик из табакерки.
Таким образом, если анализировать определение Чувства из традиционной психологии, то получается, что это "спираль" из 2 и более кругов: раздражитель -> Чувство -> взрыв энергии -> формирование отношения -> Чувство -> взрыв энергии -> Эмоции.
Например, мы увидели неприятного нам человека (бородавка на носу, костяная нога, в руках помело), -> мы испытываем Чувство страха, -> и стараемся сбросить это внутреннее напряжение (отойти подальше, убежать). Но как только этот человек исчезнет с горизонта, мы про него забудем и будем жить дальше.
Но что произойдет, если в процесс вклинится формирование оценки к раздражителю? А произойдет вот что.
Мы увидели Бабу Ягу, -> испытываем Чувство страха, -> даем оценку ("Ну, и уродина!"), -> испытываем Чувство отвращения, -> морщимся. Но как только Баба Яга улетит, мы про нее НЕ забудем. У нас в голове уже сформировано отношение к этой харизматической личности. И в следующий раз, когда мы ее встретим (или человека, похожего на нее), то мгновено бессознательно испытаем Чувство отвращения!
Обратите внимание, оценка всегда формируется на основе личного жизненного опыта или же принимается чужая оценка (например, дети перенимают отношение к реальности от своих родителей).
Когда малыш впервые сталкивается с каким-то раздражителем, то он пока не знает, как к нему относиться и как на него реагировать. Он сначала исследует его, чтобы получить опыт, и сформировать оценку (это "приятно", "больно", "страшно"). Либо вопросительно смотрит на родителей, как те будут реагировать, и принимает их оценку (мама сделала испуганные глаза и крикнула "брось сейчас же!", и ребенок, только что спокойно державший в руках паучка, в испуге отбрасывает его от себя).
Так как психические процессы нами не осознаются, то нам кажется, что это внешний раздражитель вызвал у нас те или иные чувства, а не отношение к нему (внутренний раздражитель).
Резюме
Из представленного выше механизма возникновения Чувств и Эмоций становятся объяснимыми следующие факты.
Раздражитель может быть внешним (произведение искусства, обидное слово, анекдот и т.д.) или внутренним (внутренний диалог).
На один и тот же раздражитель разные люди могут испытывать разные Чувства.
Чем сильнее Чувство, тем большая внутренняя энергия высвобождается, и, соответственно, тем больше сила Эмоции, Двигательной, Умственной, Речевой или Творческой активности (от легкого душевного волнения до состояния аффекта).
Например, известны случаи, когда человек в состоянии аффекта обладал нечеловеческой силой.
В состоянии душевного волнения нарушается способность анализировать ситуацию, вплоть до полного отключения осознания происходящего, ослабевают внутренние ограничения и запреты, на первый план выступают природные инстинкты.
Например, от волнения с трудом подбираются нужные слова, речь становится сумбурной, несвязной (нарушается способность анализировать ситуацию). В состоянии аффекта человек вообще не осознает и не контролирует свои действия (отключение осознания происходящего). Страстные любовники «теряют стыд» (ослабевают внутренние ограничения).
С другой стороны, в этом состоянии человек интуитивно предпринимает наиболее эффективные действия.
Здесь необходимо пояснить, что значит «эффективные действия». Имеется в виду следование не юридическим, моральным или каким-то еще социальным законам или внутренним ограничениям, а Природным законам выживания и эволюции.
Например, с юридической точки зрения агрессия по отношению к другому человеку наказуема, а с точки зрения Природы – это один из эффективнейших способов выживания. Проявление сексуального влечения в общественном месте осуждается законами морали, а с точки зрения Природы - это хорошо.
Если один и тот же раздражитель действует продолжительное время, то Чувства притупляются (так же, как, если лить на кожу холодную воду, то через некоторое время кожа теряет чувствительность к холоду).
Например, если жена постоянно пилит мужа, то он перестает на это реагировать. Если человека окружают красивые вещи, то со временем взгляд «замыливается» и красота перестает восхищать. Другими словами, ко всему привыкаешь: и к роскоши, и к нечеловеческим условиям жизни.
У каждого человека сила Чувств различна из-за его физиологических и психических особенностей.
После выхода психической энергии (разрядки) человек ощущает слабость, опустошенность, умиротворение.
В отсутствие раздражителей (или наличии слабых раздражителей) человек не испытывает сильных Чувств, наступает душевное спокойствие, апатия, внутренняя пустота. В это время затраченная энергия восполняется.
Например, в таком состоянии человек находится во время депрессии, когда Чувства притупляются в результате постоянно действующего раздражающего фактора. Так организм подсознательно экономит психическую энергию, чтобы успеть ее восстановить.
Сознательно затраченную энергию можно восполнить с помощью медитации.
Часть 2. Роль Сознания
Почему разные люди по-разному реагируют на один и тот же раздражитель (например, в критической ситуации один человек впадает в ступор, а другой – напряженно ищет выход из положения)?
Как уже было сказано выше, управление психической энергией (направление ее в то или иное русло) происходит на подсознательном уровне, на основании привычек и стереотипов поведения человека.
Когда мы впервые выполняем какое-то действие, этот процесс нами осознаваем, то есть контролируется нашим Сознанием. После того, как вырабатывается четкий алгоритм действий (шаблон, стереотип, привычка), контроль передается в Подсознание, чтобы освободить Сознание для других операций.
Такой механизм передачи контроля в Подсознание – замечательное изобретение Природы, так как помогает человеку жить, и реализовывать свой потенциал.
Здесь я хочу сделать небольшое отступление, чтобы пояснить, что я подразумеваю под словом Природа. Природа не в смысле «окружающая среда», а в более широком смысле слова. Природа и Бог для меня лично - синонимы. И обозначают систему законов, идей, связей между объектами, по которым развивается жизнь на Земле и во Вселенной.
Например, возьмем фразу: «Как удивительно все создала Природа! Имеем два похожих друг на друга зерна, но из одного вырастает ржаной, а из другого - пшеничный колосок!». Если вместо слова Природа подставить слово Бог, то смысл фразы не изменится.
Итак, механизм передачи контроля в Подсознание помогает человеку жить, и реализовывать свой потенциал. Если бы не одно НО (вернее два)!
Во-первых, человек, который реагирует стереотипно, становится предсказуем, а значит, им могут манипулировать другие люди (то есть открыто или скрыто вынуждать его делать то, что сам человек не собирался делать).
Во-вторых, человек, который слепо подчиняется своим стереотипам, не может выбрать оптимальное, наилучшее решение задачи. Его деятельность перестает быть эффективной.
Когда рождается ребенок, его Подсознание начинает постепенно наполняться стереотипами реакций на разные раздражители. Например, если сказали грубое слово, надо обидеться. Если кто-то выразил иную точку зрения, надо вступить в спор. Если ругают, должно быть стыдно.
Но человеку Природой дано еще и Сознание, которым надо пользоваться хотя бы иногда!
Невозможно управлять своими Чувствами, но можно управлять своей психической энергией, то есть направлять ее в нужное русло, в зависимости от ситуации.
Часть 3. Некоторые способы управления психической энергией
Вот несколько способов, которыми я пользуюсь сама. Но, уверена, есть и более эффективные методы.
1. Формирование нового стереотипа
Если старый стереотип (привычка) реагирования на раздражитель устарел, перестал вас устраивать, то можно сформировать новый стереотип, более эффективный.
Например, человек на критику реагирует обидой. Он хочет изменить свой стереотип поведения на другой: реагировать спокойствием (отсутствием Эмоции), а освободившуюся энергию использовать для исправления ошибки (Двигательную или Умственную активность).
Привычка формируется после 1-21 сознательного повторения.
Сложность этого метода в том, что новый стереотип поведения – тоже стереотип, и, обладает всеми его достоинствами и недостатками, о которых я писала выше.
2. Анализ Чувства
Когда вас обуревает какое-то Чувство, необходимо его просто назвать, то есть дать ему определение и выяснить истинную причину.
Например, вы испытываете раздражение. Мысленно даете определение своему Чувству: «Я раздражаюсь...». И далее определяете причину: «... потому что мой муж не делает того, что мне бы хотелось, хотя он не обязан». Таким образом, вы направляете психическую энергию не в Эмоцию - гнев, а в другое русло - Умственную активность, на анализ своего Чувства.
Сложность этого метода в том, что он требует внутренней дисциплины, самоконтроля, а эти качества формируются в результате постоянных тренировок. Кроме того, необходимо иметь некоторый жизненный опыт, чтобы точно определять, какие именно Чувства вас обуревают.
3. Прозрачность.
Когда вы ощущаете неприятное Чувство, нужно представить себя прозрачным, представить, как энергия проникает сквозь тело, не застревая в нем. Так же, как рентгеновские лучи проходят сквозь тело. Как ветер - сквозь сетку. Как солнечный свет - через стекло.
В этом случае психическая энергия не задерживается в теле, и даже может быть направлена в сторону раздражителя усилием вашего воображения.
Например, человек в автобусе начал срывать на вас накопившееся за день раздражение. вы мысленно представляете себя прозрачным, визуализируете энергию, которая свободно проходит сквозь вас, не застревая, изменяет свое направление и возвращается к источнику (человеку). При этом у вас будет блаженное расслабленное лицо, легкая улыбка и немигающий взгляд. Постепенно человек срывается на крик, и, в конце концов, его увозят на скорой с нервным срывом.
Сложность этого метода в том, что необходимо обладать хорошим воображением и концентрацией внимания. Вообще говоря, можно натренировать свое воображение до такой степени, что любые ваши мысленные образы, сопровождающиеся выбросом психической энергии, будут происходить в реальном мире (но это тема другой статьи).
Освобождение заблокированной энергии
Последние два способа "Анализ Чувства" и "Прозрачность" можно использовать для освобождения ранее заблокированной энергии.
Для этого необходимо воспроизвести (вспомнить) мысленно ситуацию, в которой было испытано Чувство и заблокирована энергия, а потом применить эти способы для освобождения энергии. То есть сначала человек осознает факт "греха", а потом выпускает его из себя, как дым из бутылки.
Сложность этого подхода в том, что в жизни обычного человека стрессовые ситуации бывают на каждом шагу, и почти каждый раз энергия или ее часть блокируется. Фактически, чтобы освободиться от всех зажимов придется пересмотреть всю свою жизнь.
Часть 4. Божественная Миссия или в чем смысл жизни
Камень, поднятый над землей, обладает потенциальной энергией, а по мере падения его потенциальная энергия уменьшается, превращаясь в кинетическую.
Еще в школе меня удивляло, что потенциальная энергия – понятие абстрактное, а кинетическая энергия – вполне реальна и результаты ее «деятельности» можно увидеть (ощутить органами чувств). Тогда в юном возрасте, я сравнила божественную миссию человека с потенциальной энергией. А реализацию божественной миссии человеком в течение его жизни – с превращением потенциальной энергии в кинетическую.
Чувства даны человеку Природой (Богом) для того, чтобы побуждать (стимулировать, провоцировать, воодушевлять) человека с помощью собственных внутренних энергетических ресурсов к реализации своего потенциала, осуществлению своей божественной миссии.
А вот каким образом человек распорядится своими энергетическими ресурсами, это уже его СВОБОДА ВЫБОРА. Сдержит ли он в себе психическую энергию, позволит ей разрушать себя, или направит ее на осуществление божественного замысла.
Как же определить, каков он этот божественный замысел? Какова миссия данного конкретного человека на земле?
Ответ до того прост, что кажется неправдоподобным!
Если у вас все получается, все задуманные планы реализуются без титанических усилий с вашей стороны, значит, это ВАШ ПУТЬ. Бог помогает человеку в осуществлении его миссии! Если все идет наперекосяк, не получается, с какой стороны ни подойдешь, постоянно появляются препятствия, где их не ждешь, значит, вы отклонились от СВОЕГО ПУТИ! Возможно даже, что цель выбрана вами правильно, но способы достижения не годятся. Значит, необходим новый подход, новый способ. Так Бог стимулирует человека на создание чего-то качественно нового (помните закон эволюции?).
Как же создать что-то новое, если кажется, что все уже придумано до нас?
Для этого необходимо в первую очередь избавляться от своих устаревших, неэффективных внутренних установок и ограничений, которые ограничивают «видимость» человеком многообразия решений и выходов из ситуации.
«Все дозволено!» Вот девиз человека, который хочет увидеть и выбрать наилучшее решение в любой ситуации. Только прошу меня правильно понять! Это не значит, что нужно плевать на законы общества, а значит, что можно и нужно использовать их себе во благо, а не воспринимать их как шлагбаум на пути своей деятельности.
Во-вторых, человек, который постепенно освобождается от внутренних ограничений, приходит к мысли о необходимости контроля своего поведения, но не на основании внешних и внутренних запретов, а на основании осознания ответственности за свои поступки.
Например, такой человек принимает решение - взять домой бездомного котенка или нет - не из жалости или гуманности, а потому что решил взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу этого котенка. Разницу улавливаете? Если нет, расскажу вам притчу, возможно, станет понятно:
Учитель магии и его ученик однажды увидели, как кот-бродяга охотится за воробьем. Ученик прогнал кота, выпустил воробья и посмотрел на учителя, желая увидеть одобрение своего поступка:
Учитель: - Ты выпустил воробья, а он болен и теперь заразит всю стаю.
Ученик в смятении: - Так как же надо было поступить?
Учитель: - Ты принимаешь решения, исходя из своих знаний: что есть хорошо, и что есть плохо. А ты просто прими ответственность за свои поступки, и поступай исходя из этого. И тогда, какое бы ты решение ни принял, оно будет правильным.
Человеку проще переложить ответственность на другого (мужа, жену, родителей, государство), а самому только выражать одобрение или неудовольствие его действиями. Человеку проще следовать ранее установленным кем-то определениям: "это хорошо", а "это плохо". Ведь так легко принимать решения из двух вариантов! Игнорируя остальное бесконечное множество. Но при таком подходе ничего нового вы не создадите. Все уже придумано до вас! И решено за вас!
Третье, что обретает человек, освобождающийся от стереотипов, это то, что одновременно освобождаются и усиливаются его природные инстинкты, своеобразные "катализаторы" Чувств, тех двигателей, которые толкают человека на осуществление задуманного.
Этих инстинктов всего три.
- Это любовь к себе, людям и окружающему миру (сексуальность в чистом виде).
- Это желание самоутвердиться в окружающем мире, «оставить после себя след» (инстинкт власти, опять же в чистом виде).
- И наконец, инстинкт самосохранения.
Что происходит при этом с человеком?
Человеческий организм начинает обновляться, потому что инстинкт самосохранения набирает силу, побеждая силы самоуничтожения. Если человек болел, то он начинает выздоравливать.
Человек излучает любовь к людям и окружающему миру, потому что освобождается его сексуальный инстинкт. Люди тянутся к нему, как к солнышку, желая "глотнуть" его положительной энергетики. И сами начинают меняться рядом с ним.
Человек легко идет по жизни, легко контактирует с людьми, они в свою очередь прислушиваются к его советам, с обожанием глядят на него и ловят каждое его слово. Так проявляет себя его инстинкт власти.
Часть 5. Разумное воспитание
Вот, наконец, пришло время сделать выводы, как же, исходя из этих знаний, воспитывать своего ребенка, чтобы он рос психически и физически здоровым и внутренне свободным человеком? Что делать, чтобы не убить в нем природную любознательность, жажду знаний, уверенность в себе, любовь к животным и другим детям? Да, я не оговорилась! Не воспитать эти качества, а не убить! Ведь они заложены в ребенка Природой с самого рождения. Заложены, чтобы он смог реализовать свою божественную миссию.
Обеспечьте малышу как можно больше внешних раздражителей
И не только в виде игр и игрушек, но и обычных предметов домашнего обихода. Путешествия или просто прогулки дальше детской песочницы доставляют малышу много информации и эмоций (вернее, Чувств).
Не сдерживайте выход психической энергии
Не сдерживайте Эмоции ребенка («Прекрати орать!»), Двигательную активность («Не бегай! Не ломай!»), Речевую активность («Помолчи хотя бы минутку!»), Умственную активность («Не говори глупости!») и Творческую активность ребенка («У тебя совершенно нет способностей!!»).
Просто направляйте его энергию в «мирное» русло! И не понадобятся запреты и наказания!
Например, двухлетнему ребенку можно объяснить, что самому нож брать нельзя, а вместе с мамой можно. В комнате воду разливать не надо, для этого есть ванная, и устройте для малыша озеро в тазике. Компьютер лучше использовать по назначению, а не колотить со всей силы по клавишам, и покажите, как нужно печатать. Таким образом, энергия ребенка не сдерживается, а направляется в другое «мирное» русло.
Конечно, нет гарантии, что ребенок согласится следовать вашим альтернативным предложениям, но это будет стимулировать вас к поиску новых решений!
Наказание - это признание своего бессилия и ограниченности. Если вам пришлось прибегнуть к силе по отношению к своему ребенку, значит, вы не сумели найти новый способ заинтересовать и увлечь ребенка.
Не сдерживайте инстинкт власти малыша
Это значит, признайте его право действовать в своих детских делах на свое усмотрение, признайте его право совершать ошибки. Уважайте его деятельность, чем бы он ни увлекался. Уважайте его мнение, даже если оно кажется вам незрелым или ошибочным. И конечно, не забывайте хвалить его за успехи, не воспринимайте их как должное и само собой разумеющееся. Если необходимо поправить ребенка, то сделайте это не в унизительной форме нравоучений, а в виде конструктивного диалога. Например, малыш говорит: «Мама, смотри, там две котиков!», вы хвалите его, одновременно поправляя: «Молодец, правильно посчитал! Два котика!».
Не мешайте ребенку расти и развиваться! Не исправляйте за него ошибки, не оказывайте ему помощь, если ребенок об этом не просит. Только так малыш научится быть самостоятельным и нести ответственность за свои поступки: сам "натворил", сам подумал, сам исправил, сам получил удовольствие от процесса и результата.
А если уж малыш просит о помощи, обязательно окажите поддержку, а не отфутболивайте словами «Ты же большой, сам должен сделать!». Просто будьте рядом, чтобы ребенок знал, что у него есть надежный тыл, чтобы он не терял уверенность в себе.
Будьте искренни с ребенком. Если вам не понравился поступок малыша, это не значит, что ребенок плохой, глупый и т.д. Так и не обманывайте его! Прямо скажите ему о СВОИХ чувствах, не критикуя его поведение: «Сынок, мне не нравится убирать за тобой игрушки» вместо «Ты опять не убрал игрушки!».
Не скрывайте от ребенка правду и не пытайтесь всеми возможными способами оградить его от стрессов и сложных жизненных ситуаций, этим вы только окажете ему медвежью услугу. Стрессовых ситуаций избежать нельзя, но можно и нужно учить ребенка с ними справляться. Во-первых, вы сами должны излучать спокойствие, уверенность в себе, оптимизм, тогда это состояние будет передаваться ребенку, помогая ему пережить стресс. А во-вторых, на собственном примере покажите, что трудности – это не препятствия, а жизненные обстоятельства, которые имеют множество решений.
Если хотите чему-либо научить малыша, то сообщая или показывая ему новую информацию, ориентируйтесь на интересы вашего ребенка. Например, если малышу нравятся автомобили, а вы хотите рассказать ему, какие бывают цвета, то возьмите цветные карандаши и нарисуйте цветные машинки, одновременно комментируя, какими цветами вы рисуете.
Учите ребенка определять свои Чувства
Например, ребенок со слезами рассказывает вам о случае во дворе. вы внимательно слушаете и даете определение его Чувства: «Ты обиделся, что тебя не приняли в игру».
Поощряйте и развивайте фантазии и воображение ребенка
Пусть он сам создает свою реальность и свое будущее! Как? Прочтите эту статью еще раз.
автор Калмыкова Людмила, Сайт "Первенец"