Про чай
Происхождение слова чай
В разных древних сочинениях чай называли “тоу”, “тхе”, “кха”, “чун”, “мин”. В IV–V веках, когда практика показала, что лучший напиток получается из самых молодых листьев, к этим первородным именам чая прибавилось еще одно - “ча”.
В зависимости от местного названия того или иного сорта, в настоящее время китайцы используют множество слов, обозначающих чай, но большинство их содержит частицу “ча”. Словом “ча е” называется по-китайски чай в листьях, словом “ча и” – готовый, рассыпной чай и чай как напиток.
Русское слово “чай”, которое впервые пришло к нам как монгольское “цай”, переняли от нас болгары, сербы, чехи; португальцы говорят “чаа”, арабы – “шай”, народы Индии и Пакистана – “чхай” или “джай”, калмыки – “ця”, народы Средней Азии – “чай” или “чой”.
В общем, можно сказать, что наименования чая, в которых присутствуют звуки «ч», «ж», «ц», пришли через северные районы Китая и по Великому шелковому пути, то есть по суше. Туда же, где чай называется «тэ» или «ти», название попало через южные районы, в которых распространено кантонское наречие, то есть по морю.
История чая в Грузии
Началом чаеводства в Грузии считаются 30-ые годы XIX века, когда князь Миха Эристави вырастил чай в своем имении в Гурии, близ Озургети. В 1864 году Миха Эристави повез первый образец грузинского чая на Всероссийскую выставку в Санкт-Петербурге, который и является прототипом грузинского чая.
Наглядным доказательством того, что чайный куст, выращенный в Грузии, может быть источником высококачественных байховых чаев, служить Большая золотая медаль, полученная в 1899 году на Всемирной выставке в Париже, где им был награжден грузинский чай.
В 20-ые годы ХХ века было принята государственная программа развития чайного дела в Грузии. Селекционная работа была поставлена на научную основу, для этого был создан знаменитый Анасеульский научно-исследовательский институт чая, чайной промышленности и субтропических культур, работники которого вывели новые сорта чая, которые обладали неповторимым нежным ароматом и вкусом.
Было построено несколько десятка чайных фабрик в разных регионах Западной Грузии. 1986 году производство готовой продукции достигло 150 тыс. тонн, плиточного чёрного и зелёного – 8 тыс. тонн, зелёного кирпичного – 9 тыс. тонн.
После распада СССР, Грузия потеряла рынки сбыта (бывшие республики), чайная отрасль начала переживать спад, в связи чего, общий объем готовой продукции сократился до 10-15 тысяч тонн в году. После осуществленный в Грузии рыночных преобразовании (земельная реформа, приватизация чайных фабрик), появились фирмы, производящие конкурентоспособную продукцию, вследствие чего, вырос спрос на грузинский чай.
В последние годы, наблюдается увеличение экспорта чая, не только в странах традиционного потребления, но и в США и странах Западной Европы.
История чая в Китае
На протяжении длительного периода в истории Китая значение и место чая, культура его употребления постепенно трансформировались. Чай как напиток был известен китайцам очень давно. Первые упоминания о чае относятся к периоду 5800-летней давности.
Условно всю историю эволюции чаепития можно разделить на пять крупных этапов развития.
Первый этап:
Открытие чая приписывают центральному культурному герою китайского эпоса Шэнь Нуну (Божественному Землепашцу), с именем которого связывается начало земледелия, торговли и медицины. По одной из легенд Шэнь Нун имел прозрачный живот. Это давало ему возможность, исследуя различные растения наблюдать на себе их действие.
Однажды он в течение одного дня попробовал 100 различных трав и 72 яда, и его организм не справился с такой нагрузкой. Шэнь Нун упал под дерево и потерял сознание. В это время с листа скатилась роса и, попав ему в рот, вернула Божественного Землепашца к жизни.
Придя в себя, он заинтересовался этим растением, которое оказалось чайным деревом. Он сделал вывод, что чай может выводить из организма яды. Так, впервые упоминание о чае встречается в трактате Шэнь Нуна "Стволы и травы" ("Шэнь Нун Бао Цао Цзин").
С момента открытия и вплоть до эпохи Чунь Цю (Вёсен и Осеней) чай в основном использовался для алтарных жертвоприношений. До нашего времени дошло описание приготовления так называемого "императорского чая".
По преданию, в определенный лунный день 12 девственниц переставали стричь ногти. По прошествии некоторого времени, в строго определенное время они выходили собирать чай. Каждая девушка срывала по 30 почек одинакового размера, не касаясь их подушечками пальцев. Затем собранные листья промывали 12 раз, помешивая руками, и запаивали в серебряный сосуд. Над ним Император производил некие магические действия. Такой чай использовался для ритуалов как дань предкам.
Второй этап:
Следующим этапом развития чайной культуры является промежуток времени от позднего периода Чунь Цю до начала Западной Хань. В это время лист чайного дерева начали использовать в пищу.
Третий этап:
Третий период - от начала до среднего периода Западной Хань - активно изучались полезные свойства чая. Чай по праву приобретает репутацию лекарства от ста болезней.
Четвертый этап:
Следующий этап - поздний период Западной Хань - период Троецарствия. Чай появляется при дворе Императора как драгоценный напиток. Чай становится товаром.
Пятый этап:
Последний этап - Западная Цзинь - эпохи Суй и Тан (VI - IX век). В это время чай распространяется по всей территории Китая, проникая во все слои общества. Из сакральной области переместился в повседневную жизнь. Эпоха Тан считается расцветом культа чая.
История чая в Японии
В Японию чай попал в VIII в. Его могли привезти буддийские монахи (часто называются имена Сайсе и Енгри) из Китая, Кореи или Индии, а также японские путешественники, посещавшие Китай. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия священной горы Хэйдзан в 801 (или в 802, или в 805) г.
Есть, правда, источники, которые утверждают что в 710-794 годах, во времена правление Нарской династии, на землях некоторых буддийских храмов появились чайные плантации. Все в том же восьмом веке японские буддисты создали обряд под названием инча – религиозную церемению, после которой проводилось массовое чаепитие.
Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение. Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141—1215). Вместе с несколькими японскими буддийскими монахами он побывал в Китае. Вернувшись на родину в 1191 г., Эйсай начал проповедовать среди японцев дзэн-буддизм.
Кроме того, он привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн-буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях («О пользе для здоровья от питья чая») особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья.
Распространению культуры чая и чаепития способствовал и основатель другого направления дзэн-буддизма в Японии священник Догэн (1200—1253), также побывавший в Китае. В XII—XV вв. с усилением влияния дзэн-буддийских монастырей питье чая получает популярность не только среди монахов, но и среди самураев, горожан, аристократов.
История чая во Франции
К концу 1630-х годов чай был уже признан и высоко ценим некоторыми небольшими социальными группами Парижа. Кардинал Мазарини, использующий чай как средство борьбы со своей подагрой, уже представил новый напиток королевскому двору. Подобно многим другим странам, чай сначала оценили за его медицинские свойства.
Во второй половине 17 века увидело свет несколько научных изданий. В них часто спорные достоинства чая сравнивались с другими новыми напитками, такими как кофе или шоколад. В то время во Франции медицинские знания и знания о чае были далеки от того уровне, который был достигнут в Китае. В 1692 году некий Франсуа Маселот пропагандировал "курить чай, как табак, предварительно увлажнив чайные листы капелькой бренди; пепел же, оставшийся в трубке, отлично отбеливает зубы".
В моде была экзотика. Так, когда в 1700 году Амфитрит, первый французский корабль, вернувшийся из Китая и привезший с собой дорогостоящий товар, разгрузился, французские модницы, наряду с шелками, ширмами, лакированными изделиями, фарфором и камфарой, смогли приобрести и чай.
Напиток, приготовляемый из китайского растения, стал еще более популярным во время правления Луи XIV. Тогда к чаю начали относиться как к приятному праздничному напитку и даже полезному для здоровья. Но среди парижских салонов продолжало существовать деление на тех, кто принял и полюбил новый напиток и тех, кто выступал против него. Таким образом, чай послужил и отличным предмет для дискуссии.
Маркиз де Савинэ, ярый сторонник чая, оставил нам описания нескольких серьезных чаепитий: "Встретил принцессу де Тарэн ... которая каждый день выпивает 12 чашек чая ... который, как она утверждает, вылечивает все ее болезни. Она уверяла меня, что Монсеньер ля Ландграф выпивает 40 чашек каждое утро. "Но, мадам, возможно все же 30 или около этого". "Нет, 40. Он умирал, и чай буквально возвратил его к жизни.
Мы все были свидетелями этого". Николас Адигер, автор Хорошо организованного домашнего хозяйства, добавляет, что чай "обычно пьют по утрам для того, чтобы окончательно проснуться и вызвать аппетит". Однако, остроумная принцесса Палатина это мнение не разделяла. "Чай также не нужен священникам-протестантам, как он не нужен католическим священникам, которые не могут жениться",- провозглашала она, - "поскольку чай делает употребляющего его целомудренным".
Во Франции на протяжении длительного времени чай оставался более редким и более дорогим напитком, чем кофе. Более того, чай ассоциировался с дорогими фарфоровыми сервизами и серебром, в отличие от кофе, который сразу начали продавать на улицах и в новомодных заведениях, получивших название кафе.
К 1715 году в Париже насчитывалось более 300 кафе. Чай же оставался прерогативой богатых семей, знаком отличия и возможностью для лучших серебряных дел мастеров и гончаров показать свое искусство. Возможно, что это и помешало чаю стать во Франции популярным. И только в 19 веке провинциальная буржуазия и дворянство осмелились попробовать его.
В Утраченных иллюзиях Бальзак, большой любитель чая, описал женщину из Анголима, которая "громко объявила всей провинции о вечеринке с мороженым, тортом и чаем, - нововведении в городе, где чай все еще продавался в аптеках, как средство для улучшения пищеварения." В это же самое время британцы, начиная с Букингемского дворца и кончая трущобами Ливерпуля, пили чай шесть раз в день.
Однако, к концу 19 века, благодаря "чайным салонам" и "чайным танцвечерам" этот напиток стал достаточно распространенным среди изысканных кругов. Морские курорты, с их казино, верандами, заставленными цветами, гранд отелями, такими как Гран Палас в Биаритце, предоставили отличную возможность неторопливо выпить чашечку чая, наслаждаясь приятной беседой. Недалеко от Парижа, в Буа де Булонь можно было под тенью деревьев заказать столик, к которому посетители могли подъехать прямо в экипаже.
Тем не менее, Франция может гордиться тем, что она изобрела Модные чайные комнаты, столь редко встречаемые в Англии, в которой в настоящее время вы можете отведать превосходного чая только в каком-нибудь гранд отеле.
Такие салоны расцвели в Париже в начале 20-го века и продолжают процветать до сих пор. К примеру, созданная в 1903 году Антуаном Рампелмейером, кондитером из Вены, в наше время известная под именем Ангелина, - эта чайная комната все еще популярна и сегодня.
Соблюдая традиционную элитарность, эти салоны являются полной противоположностью шумным, наполненным рабочими бистро. В чайных комнатах знатоки могут насладиться превосходным чаем в атмосфере мира, покоя и даже интимности среди неизменных по стилю интерьеров.
В отличие от кафе (символа веселости французов, где предпочитают собираться артисты и интеллектуалы) чайные комнаты долго считали подходящим "местом для пожилых людей, теплым и без сквозняков", местом, принадлежащим миру Роллана Джаккарда. И это правда: по духу их старомодный шарм более соответствует меланхолии и задумчивости, чем социальным собраниям и дебатам.
Однако сегодня их имидж быстро меняется, ибо Франция является одной из нескольких стран, в которых потребление чая продолжает расти. Фактически, оно удвоилось за последние тридцать лет.
Каждый район Парижа, также как и центральная зона любого провинциального города, могут похвастаться сегодня привлекательными чайными комнатами, которые сильно отличаются от своих предшественниц, и потому привлекают все больше и больше молодежи.
Французы всегда проявляли интерес к экзотике. Таким образом, лучшие чайные комнаты дают им возможность открывать для себя бесконечное разнообразие сортов чая. И французские продавцы сегодня предлагают новым гурманам широчайший выбор разнообразных смесей, составленных из лучших сортов, а также ароматизированные чаи.
Сегодняшний покупатель посещают определенные магазины, торгующие чаем, чтобы приобрести некоторые из трехсот сортов, имеющихся в продаже. Чай продается на вес, так чтобы его можно было понюхать, прежде чем купить (за исключением, конечно, тех случаев, когда покупатель желает приобрести чай в пакетиках, - тогда о качестве даже самого превосходного чая трудно судить по его запаху).
В таких магазинах все смеси производятся из наилучших сортов, а для ароматизации чая используются только натуральные добавки.
Чайное искусство французов стало, таким образом, синонимом строгой стандартизации и качества и привело к тому, что чай сегодня является экспортным продуктом наряду с шампанским и модной одеждой. Это может показаться странным, но сегодня в Лондоне мы можем увидеть во французском чайном магазине члена королевской семьи, или в Токио можем быть свидетелями того, как люди здесь устремляются в универсамы, чтобы купить "французский чай".
Сегодня различные безалкогольные напитки вытесняют чай. Производители чая, ориентируясь на эту тенденцию, стараются выпускать больше чая в пакетиках или растворимого. По этой же причине некоторые страны, такие как Индонезия, вынуждены производить чай более низкого качества, ориентируясь на массовый рынок.
С другой стороны, многие торговцы чаем предпочитают сегодня не воевать с Кока-колой, а открывать перед покупателем всю изысканность своего драгоценного товара. Этот подход оказался успешным, и спрос на качественный продукт сегодня растет, что, в свою очередь, поощряет страны, производящие чай, бережно выращивать высококачественный продукт.
Таким образом, даже если потребление чая растет благодаря товару массового производства, увеличивается и число любителей качественного чая благодаря возрождению здесь чайного искусства.
История чая в России
В России чай появился в 17 веке: в 1638 году русский посол боярин Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу дары от монгольского Алтын-хана - среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свертки с сухими листьями. Старков отказывался брать эту сушеную траву, но монгольский правитель настоял на своем, и так впервые в Московии появился чай.
Терпкое и горьковатое, "зелье" тем не менее, пришлось по вкусу Михаилу Федоровичу; кроме того, было замечено, что "китайская травка" "осаждает пары, освежает и очищает кровь". Однако присланные Алтын-ханом четыре пуда чая - закончились, и скоро вкус чая в Москве стали забывать. Только спустя почти 30 лет, при царе Алексее Михайловиче, русский посол в Китае Иван Перфильев вновь привезет чай в Россию, а в 1769 году Россия заключит с Китаем первый договор на поставку чая.
Чай был для России довольно дорогим удовольствием - он стоил примерно в десять раз дороже, чем в Европе, поскольку доставлялся в Россию торговыми караванами, и путь от Пекина до Москвы занимал более года. Долгое время он оставался "городским напитком", причем, преимущественно московским. Даже в Петербург чай привозят из Москвы, и до середины прошлого века в столице будет открыт только один специализированный магазин. (В Москве число чайных лавок уже приблизится к сотне).
Со временем увеличивается доля морских перевозок, заканчивается строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, и в конце 19 столетия начинается поистине триумфальное шествие чая по России. Чай дешевеет, продается буквально на каждом углу, вводится в довольствие русской армии. По всей стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет - появляется особый вид приглашения в гости "на чай".
В свой знаменитой книге "Подарок молодым хозяйкам" Елена Молоховец подробно описывает сервировку вечернего дружеского чая - на стол подаются лимон, сахар, сухарики, печенье, булочки и плюшки, а также ром и легкие вина. Чай входит в народные пословицы, поговорки, сказки, начинает влиять на лексику русского языка - вознаграждение за любую мелкую услугу швейцару, извозчику, официанту теперь называется "чаевые".
Новую ноту в русское чаепитие внесло появление самовара - отныне он главный участник русского чайного застолья, непременная принадлежность любого семейного дома. "В четыре часа по всему Замоскворечью слышен ропот самоваров; - пишет Островский, - Если это летом, то в домах открываются все окна для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины..."
Чай не знает социальных различий - он любим и в великосветских салонах Петербурга, и в деревенской избе, топившейся по-черному, его пьют в трактирах Мещанской слободы и в фешенебельных ресторанах. Чаепитие в России нечто большее, чем просто застольная традиция - это образ жизни, черта национального характера, символ хлебосольства и гостеприимства.
100 лет чайному пакетику
Существует целая теория, помогающая решать изобретательские задачи. По ней, чтобы совершить открытие, необходимо отказаться от самого привычного, самого незыблемого в облике старой вещи, принципа, продукта. Именно так ровно 100 лет назад был изобретен чай в пакетиках.
Чай всегда доставлялся клиентам в металлических банках, какие мы можем и сейчас встретить на прилавках магазинов. Такая упаковка защищает чай от солнца, влаги, воздуха. Но вот в 1904 году нью-йоркский коммерсант Томас Салливан упаковывает свой товар в шелковые мешочки… А его клиенты, смущенные принципиально новой упаковкой, опускают ее в чашку, даже не открывая… И чай заваривается!
Уже через 15 лет чай в пакетиках производится на фабриках и продается в магазинах. Но на этом история изобретения не заканчивается, а только начинается. Изменения еще коснутся и формы, и материала самого пакетика.
На смену дорогому шелку надолго приходит марля. Однако она придает чаю неприятный привкус, поэтому ведутся работы над изобретением совершенно нового материала для пакетиков. В конце концов, им становится специальная бумага, изобретенная инженером американской бумажной фабрики – Осборном.
Она изготавливается сначала на основе манильской конопли, а позже – вискозы, обладает пористой структурой, прекрасно пропускающей воду, и одновременно не теряет прочности.
Кроме того, меняется и способ упаковки пакетиков – если раньше их сшивали нитью, то с изобретением специальной, тонкой бумаги стали применять горячее прессование.
Чай в пакетиках вообще отличается более крепким и насыщенным вкусом, чем обычный листовой чай. Этот факт породил опасение, что в пакетиках содержится не натуральный чай или просто мелкая чайная пыль, обеспечивающая быстрое заваривание и интенсивный цвет.
На самом деле единственное отличие пакетированного чая от листового – это степень измельчённости листа. В чайные пакетики расфасовывается особый вид чая, именуемый fannings. Он мельче по размеру, чем традиционный листовой чай, используемый для заваривания в чайнике. Меньший размер листа позволяет быстрее заваривать чай благодаря большей поверхности, которая соприкасается с водой, и придает чаю более крепкий и терпкий вкус и насыщенный цвет.
Сейчас в мире производятся миллиарды пакетиков в год! 77% чая, выпиваемого в Европе, - именно пакетированный. Чайный пакетик успел побывать в Книге рекордов Гиннесса, правда, - в виде коллекции чайных этикеток Феликса Роттера, насчитывающей почти 6000 экземпляров.
Но главное, чайный пакетик продолжает радовать любителей чая, привыкших наслаждаться его крепким и бодрящим вкусом. Чрезвычайно быстро и просто, совершенно не владея сложным искусством чайной церемонии, вы можете напоить всю семью прекрасным чаем, подарить ей уют и тепло всеми любимого напитка.
Это интересно