Существует несколько видов семейного устройства несовершеннолетних детей.

УСЫНОВЛЕНИЕ / УДОЧЕРЕНИЕ   – принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится родственником – дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

Особенности:

Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.

Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.

Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и, в некоторых случаях, дату рождения.

Усыновление можно оформить на одного человека или на супругов.

Оформляется дольше, чем опека, т.к. требуется утверждение гражданским судом.

Государство не оказывает никакой помощи после усыновления за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.

Самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилью по сравнению с другими формами устройства.

Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

ОПЕКА и ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО  – принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка.

Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка.

На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленного в регионе норматива. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.

Особенности:

Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.

Опекуном может быть назначен только один человек.

На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.

По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.

Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.

Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка.

Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.

Смена фамилии ребёнку сильно затруднена, изменение даты рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве родителя невозможно.

ПРИЕМНАЯ  СЕМЬЯ – форма воспитания ребёнка (детей) в семье (на дому) у «приемного родителя»-воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По отношению к ребёнку Приемные родители являются ему опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей братьев, сестер. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей.

На содержание ребенка регулярно выплачивается средства, согласно установленного в области норматива. Кроме того Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.

Особенности:

Возможно передать в семью детей не имеющих статуса под усыновление, детей изъятых из многодетных семей или осужденных родителей и, в ином случае, обречённых жить в детском доме.

Менее жёсткие требования к кандидатам – примерно такие же, как и при опеке.

На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.

По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.

Постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.

Сложнее оформить, т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт).

Возможны сложности при оформлении ребёнка, проживающего в другом районе или городе, т.к. выплаты приёмной семье ведутся из местного бюджета.

Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.

ПАТРОНАТ  – форма воспитания ребёнка (детей) в профессиональной замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данной формы устройства – социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Патронат часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделёна между патронатным воспитателем, учреждением, родителями ребёнка и территориальными органами опеки.

На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленного в регионе норматива.  Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.

Особенности:

Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется заменяющая семья или не имеющего статуса, позволяющего передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае, обречённого попасть в приют, детский дом.

Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.

На ребёнка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жильё, если у него такового нет.

Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.

Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение).

Работа по планам, устанавливаемых органом опеки и учреждением по патронату, постоянный контроль и отчётность за воспитание и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.

Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя  момент по решению сторон договора.

Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.

Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

Примечание: при разных формах устройства предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны быть прежде лишены родительских прав или ограниченны в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновление не было отменено по вине взрослых

НАСТАВНИЧЕСТВО-  (гостевой режим, семья выходного дня) - форма помощи ребенку, без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника.  Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи,  получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу.

Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и  во время его нахождения в учреждении и будущей жизни, т.к. обычно между ними возникает переписка, телефонные контакты, таким образом у ребенка появляется "родственник" и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы как поступать в тех или иных ситуациях.

Особенности:

 

Как правило более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора кучи справок.

Возможно взять ребенка/детей изъятых из многодетных семей или осужденных родителей и, которым крайне сложно найти постоянную семью и, в ином случае, обречённых жить в детском доме.

Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, позволяет  понять принято ли верное решение.

При переходе на постоянные формы устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребенка уже есть.

Законодательно не установленная форма. Не существует утвержденных норм, правил, требуемого перечня документов - все требования устанавливаются государственным опекуном ребенка - директором детского учреждения.

Директор не обязан разрешить вам брать ребенка.

Крайне не желательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7-8 лет, т.к. они не понимают почему их берут и возвращают, они ещё не понимают что могут быть не только родители, но и "родственники".

Эта форма крайне редко поддерживается властями финансово нам известны лишь отдельные случаи и регионы, в частности мы знаем что такой опыт был в Смоленской, Ульяновской и Кемеровской областях.