Джентльменский набор оптики. Выбор «профессионального» фотолюбителя.
Снимать шедевры можно чем угодно. Но тренироваться на консервных банках мы бы не советовали. Если вы серьезно увлеклись фотографией и ставите цель делать снимки профессионального уровня, даже зеркалки со штатным зумом может оказаться недостаточно. Но всегда можно найти камеру и оптику, которая лучше других соответствует вашим задачам.
Подлинный смысл имеет не вопрос, камеры какого производителя круче, а как правильно распорядиться имеющимся оборудованием (выбор объектива) или получить наиболее подходящую под конкретные цели линейку оптики, если вы еще только планируете приобрести цифрозеркалку.
В условиях ограниченного бюджета и серьезных претензий к качеству снимков зум-объективы отсеем сразу: качество начинается от $1000. Остается оптика с фиксированным фокусом. Такой объектив даст лучшее качество и компактность при минимальной цене. После определенного периода съемки фикс-объективом начинаешь понимать, как работает данная оптика на различных диафрагмах, какая глубина резкости. Начинающий фотограф более тщательно относится к компоновке кадра, не прибегая к зуму, но грамотно выстраивая композицию с учетом перспективы.
Компактность же относительна – вместо одного зума для различных задач потребуется несколько фикс-фокалов. Относительна и экономия: стоимость трех фиксов (широкоуголик, стандартный, портретник) может превысить стоимость одного профессионального зума, покрывающего тот же диапазон фокусных расстояний. Победителей можно определить, выбирая между качеством и универсальностью.
Canon
Цифрозеркалки Canon не первый год лидируют по продажам в классе бюджетных, полупрофессиональных и репортерских моделей. Объясняется это «всего лишь» тремя факторами:
1. Демократичной ценой. Дешевле, чем Nikon сравнимого уровня: EOS 400D дешевле D80, EOS 30D – D200.
2. Лучшей дилерской сетью. Редкие объективы, переходники на М42 и прочий «нестандарт» для Canon найти значительно проще.
3. Эффективностью рекламы и инертностью потребителей. Когда речь идет о крупных суммах, многие выбирают проверенные решения, чтобы не рисковать. Немало и тех, для кого слова «Canon», «качество» и «зеркалка» уже являются синонимами.
Из этого не следует, что именно Canon станет для вас идеальным вариантом: иногда есть смысл пойти против течения. Мы не рассматриваем такие критерии, как эргономика, соотношение стоимости и качества оптики, по которым этот производитель, возможно, уступает конкурентам.
На байонет EOS без переходника можно установить современные AF-объективы, в связи с чем парк оптики Canon с фиксированным фокусом не отличается большим разнообразием. На выбор предлагаются два штатных «полтинника» – дешевый EF 50 mm f/1.8 (менее 3000 руб.) и профессиональный Canon EF 50 mm f/1.4 USM (около 10000 рублей).
Первый – один из самых легких 50-мм объективов, имеет хорошие цветопередачу и контраст, но по резкости уступает старшему «полтиннику». Следует учесть, что на цифровой зеркалке фокусное расстояние объектива увеличивается до 80 мм (кроп-фактор 1,6х). Поэтому использование его в качестве штатного не всегда возможно. Но и настоящим портретником он не будет – угол обзора сохраняется.
На роль цифрового штатника подходит недорогой младший широкоугольник EF 35 mm f/2.0 (около 8500 руб.). Но этот объектив меньше подходит для портретов – для этих целей он обладает избыточными резкостью и контрастом. Исключительно для съемки пейзажей больше подходит EF 24 mm f/2.8, а для портретов – Canon EF 85 mm f/1.8 USM или EF 100 mm f/2.0 USM. Владельцам «полтинника» лучше выбрать последний вариант, который уместно использовать и в качестве телевика. По цене оба практически одинаковы – около 11500 руб.
Интересен новый объектив EF-S 60 mm f/2.8 Macro USM, предназначенный для использования с цифровыми зеркалками. Он отличается не только способностью работать в режиме макро (масштаб 1:1, минимальная дистанция 20 см), но и электромагнитной диафрагмой (EMD), которая при полном раскрытии дает круглое отверстие. Так как на открытой диафрагме резкость снижается, объектив отлично справится с ролью портретника, выполняя сразу две функции. Стоимость – около 12000 рублей.
Недорогие фикс-фокалы Canon покрывают по отдельности любые задачи «полупрофессионального» использования, но всего две модели обладают таким качеством, как универсальность.
____________________________________________________
Nikon
В 2007 году Nikon предлагает три новые модели зеркалок бюджетного класса – 6-МП D40, 10-МП D40X и D80. Первые две, для обеспечения компактности, лишены встроенного привода AF и могут работать только с новой оптикой семейства AF-S. AF-объективы с фиксированным фокусом относятся к семейству AF-D и на этих двух моделях могут фокусироваться только вручную (при этом в видоискателе отображается подтверждение фокусировки).
При подключении ко всем трем указанным зеркалкам неавтофокусной оптики с байонетом Nikon F съемка возможна только в ручном режиме (М), без подтверждения фокусировки. Эти ограничения – серьезный минус бюджетных зеркалок Nikon.
Отметим, что на любительских зеркалках нового поколения (три упомянутые модели) установлен светлый и большой видоискатель – лучше, чем у D70 и D50. Такой видоискатель позволяет осуществлять фокусировку на глаз. Тем же, кто хочет использовать MF-оптику с работающим замером экспозиции, придется собирать деньги на D200 или D2X.
Несмотря на все ограничения, невысокую функциональность и, как правило, слегка завышенную цену, изделия Nikon лидируют с точки зрения эргономики и фотокачества.
Парк фикс-фокальной оптики Nikon включает объективы с одинаковыми фокусным расстоянием, светосилой и оптической схемой, но разных поколений – включая MF-оптику и два поколения автофокусных объективов. Широкий выбор и стабильное качество
объективов Nikon – пожалуй, главный аргумент в пользу этой системы.
Став владельцем самого дешевого объектива линейки Nikkor AF 50 mm f/1.8D (менее 3500 рублей), вы сможете незамедлительно приступить к получению качественных снимков.
Этот объектив – находка для экономичных пользователей. А что самое приятное – в резкости он не уступает старшему собрату Nikkor AF 50 mm f/1.4D (менее 8500 руб.), дает более контрастное и «жесткое» изображение. Но отличается меньшим числом лепестков диафрагмы, отчего фонари в зоне размытия превращаются в шестигранники. Различия между двумя этими объективами именно в рисунке.
Многие заочно ругают младший «полтинник» Nikon, утверждая, что рисунок не красив, для портретов не годится. В реальности это не так! Меньшее число линз в оптической схеме (6 вместо 7) приближает объектив к первоисточнику – старому цейсовскому Планару. Кроме того, младший «полтинник» можно преобразовать в макрообъектив посредством удлинительных колец (Nikon,Kenko). Вот и дешевый набор, который позволит забыть о покупке новых объективов!
Для любителей пейзажной съемки Nikon предлагает 3 широкоугольных объектива линейки AF-D – 35/2, 28/2.8, 20/2.8, а также два полнокадровых фишай-объектива, которые можно использовать на пленочных и цифровых камерах – AF 16 mm f/2.8D и 14 mm f/2.8D ED.
Начинающим пользователям можно остановиться на самом дешевом широкоугольнике Nikkor AF 35 mm f/2D AF(около 11000 руб.), который на цифровой камере способен использоваться и в качестве штатника.
Линейка насчитывает пять портретных объективов – 85/1.8, 85/1.4, 180/2.8, 105/2, 135/2. Последние два оснащены передовой системой управления расфокусировкой (Defocus Image Control), но непрофессиональному пользователю вряд ли подойдут с учетом стоимости.
Если вы не ставите перед телеобъективом какие-либо специфические задачи (макро, съемка портретов с большого расстояния), разумно ограничиться недорогим портретником Nikkor AF 85 mm f/1.8D за 12000 руб.
____________________________________________________
Olympus
Пару лет назад набралось бы немало тех, кто не верил в основанный Olympus стандарт 4/3. Шумная матрица с кроп-фактором 2x, маленький видоискатель (хотя и довольно светлый), ограниченный выбор оптики, несовместимость со старыми объективами легендарной линейки OM – все это не вызывало одобрения пользователей.
За минувший год уровень шума был значительно снижен, притом что количество мегапикселов возросло до 10. Парк оптики пополнился внушительным списком новых объективов – не только от Olympus, к стандарту 4/3 присоединились Sigma и Panasonic.
Новая матрица LiveMOS, созданная совместными усилиями с Matsushita, при снижении шума сохранила главное достоинство ранее использовавшихся матриц Kodak – фирменную «воздушную» пластику.
Большое значение имеет и функциональность новых моделей. Все зеркалки Olympus оснащены функцией автоматической очистки матрицы от пыли (позднее появившейся в зеркалках Canon, Pentax, Sony). С внедрением матрицы LiveMOS впервые в зеркальных ЦФК появилась возможность визирования посредством дисплея. Это очень ценное свойство для любого пользователя – как профессионала (в жанрах макро, пейзажах – незаменимое), так и любителя.
Новая зеркалка Olympus E-510 вдобавок укомплектована встроенным в крепление матрицы стабилизатором изображения, что делает ее самой «продвинутой» цифровой зеркалкой 2007 года. Другая новинка – E-410 – не оснащена стабилизатором, зато является самой компактной цифрозеркалкой в истории!
К сожалению, на сегодня ниша профессиональных решений на базе стандарта 4/3 заполнена лишь наполовину – моделью Panasonic DMC-L1, которая отличается от Olympus E-330 более солидным дизайном и приспособленной для работы в творческих режимах эргономикой.
Качество «китовых» зумов – очень достойное. А вот фиксы от Olympus и Leica найти в продаже нелегко. По-видимому, это связано с тем, что зеркалками Olympus и Panasonic снимает относительно небольшое число фотолюбителей. Немногочисленным владельцам предоставляется шанс использовать одни из лучших объективов, когда-либо созданных для цифровых зеркалок – фиксы Zuiko Digital и Leica.
Предметом гордости владельца может стать объектив Leica SUMMILUX 25 mm f/1.4 ASPH D, производимый Matsushita по лицензии немецкого разработчика.
Но пока остается довольствоваться имеющимися в продаже – Zuiko 35 mm F3.5 Macro (7000 руб.) и Zuiko ED 50 mm F2.0 Macro (около 14000 руб.).
Первый отличается демократичной ценой и может фокусироваться на дистанции всего 15 см. Фокусное расстояние 70 мм (с учетом кроп-фактора 2х) позволяет использовать его в качестве штатного. Более дорогой макрообъектив обладает лучшим рисунком размытия и дает мягкое, пластичное изображение, но менее резок и обеспечивает максимальный масштаб 1:2. Этот объектив идеально подходит для портретов.
___________________________________________________
Pentax
Зеркалки Pentax отличают хорошая функциональность, компактность и узнаваемый дизайн. Pentax можно назвать «бюджетным» производителем зеркалок и оптики – он предлагает наиболее дешевые варианты в своем классе.
K100D имеет стабилизатор изображения, лучший в классе бюджетных зеркалок видоискатель. K10D – еще более эффективный стабилизатор, влагозащищенный корпус, профессиональная надежность в сочетании со стоимостью почти в два (!) раза дешевле Nikon D200. Есть о чем задуматься.
Но все эти свойства, включая стабилизатор, на качество оказывают меньшее влияние, чем «правильный» процессор и стабильная автоматика. При съемке на D40 можно использовать формат JPEG и ни о чем не беспокоиться, а купленный за ту же сумму K100D потребует в ответственных случаях использовать формат RAW. Но вы получите стабилизатор и работающий с MF-оптикой экспозамер.
Pentax не предлагает новых бюджетных фиксов – все современные объективы с фиксированным фокусом относятся к профессиональной серии, но доступны по цене.
На все камеры можно ставить старую MF-оптику с байонетом K – качество нередко лучше новой, а цена намного ниже! Для резьбовой оптики М42 существует фирменный (!) переходник.
В качестве штатного может быть использован самый компактный современный фикс для цифровых зеркалок – DA 40 mm f/2.8 Limited (63х15 мм, 90 г). В комплекте с ним зеркалка окажется меньше некоторых ЦФК с несменной оптикой. Другие достоинства «блинчика» – высокая резкость (особенно в центре кадра), точная цветопередача, полностью металлический корпус. Для съемок художественных портретов объектив вряд ли подойдет, так как имеет «технический» рисунок, характерный для оптической схемы Тессар. Стоимость – чуть менее 10000 руб.
Если компактность не очень важна, лучше остановить свой выбор на классических «полтинниках» – FA 43 mm f/1.9 Limited или FA 50 mm f/1.4.
В отличие от «блинчика», они обеспечивают более ровное изображение с художественным рисунком. Первый объектив относится к семейству Limited и стоит соответственно – около 17000 руб. Второй сложнее найти в продаже, зато при сопоставимом качестве лучше цена (5-6 тысяч руб.). Соотношение цены и качества лучше только у старых неавтофокусных штатников Pentax. Что же касается «блинчиков», то их конструкция проявляет себя лучшим образом в пейзажной съемке, когда главную роль играют резкость изображения и компактность набора комплекта. Можно посоветовать «цифровой» объектив DA 21 mm f/3.2 Limited (63х25 мм, 140 г). МДФ 20 см позволяет использовать объектив макро. Стоимость – около 15 тысяч рублей.
____________________________________________________
Sony
В скором времени нас ждут как минимум две новые, более «серьезные» модели, чем А100. Но и сейчас единственная зеркалка Sony более чем современна и функциональна, хотя эти свойства при выборе системы, повторимся, НЕ должны играть решающую роль.
Унаследовав конструктивные решения Konica Minolta, Sony лишь внешне сохранила традиции. При всей похожести на KM 5D – непосредственного предшественника – A100 несет в себе иную, более «коммерческую» идеологию.
Качество оптики Zeiss для Sony Alfa не вызывает сомнений – хоть это и японский Zeiss, значок которого на корпусе объектива играет символическую роль, подобно советскому знаку качества. Это не «классические» объективы Zeiss с узнаваемым «рисунком», а наоборот – очень современные, основным достоинством которых является резкость и высокий контраст. Точно так же и сами зеркалки, отвечая духу времени, ориентированы на «грубое техническое качество» вместо тонких нюансов рисунка. Любая зеркалка Sony (в том числе будущие модели) способна в полной мере реализовать замысел создателей, работая в тандеме с оптикой Sony-Zeiss.
Дешевые зум-объективы Sony не отличаются выдающимся качеством, в чем легко убедиться на примере «китового» объектива A100. Но точно то же можно сказать и о штатном зуме для KM 5D. Что касается фиксов, здесь все наоборот – переименованные объективы Minolta заслуживают высшей оценки.
SAL (Sony Autofocus Lens) 50 mm f/1.4, при цене около 11 тысяч руб., – один из самых резких штатников, подходящий для различных видов съемки. Его просто обязан иметь в своем арсенале каждый владелец Sony Alfa!
Но это, к сожалению, и самый дешевый фикс от Sony – остальные сильно дороже. А значит, не стоит пренебрегать возможностью использования объективов Minolta, которых сегодня немало в комиссионках. Они помогут раскрыть потенциал зеркалок Sony – экономичность, функциональность, резкость снимков.
____________________________________________________
Лучшие совместимые объективы
Sigma AF 30 mm F1.4 EX DC HSM
«Цифровой» объектив, который относится к зарождающемуся классу цифровых «штатников». Обеспечивает угол обзора, соответствующий 50-мм объективу пленочной камеры.
Оптическая схема – 7-линзовый Планар (с добавочной хвостовой линзой). Для коррекции геометрических искажений и аберраций две линзы изготовлены из стекла SLD с низкой дисперсией. Просветление оптимизировано для цифровых матриц, что дает естественную цветопередачу. Объектив отличает высокая светосила. Резкость хорошая, но не бросается в глаза по причине среднего контраста. Поэтому объектив хорошо подходит для съемки портретов в полный рост. Этому способствует и неплохой рисунок размытия, обусловленный 8-лепестковой диафрагмой и оптической схемой.
Корпус средних размеров, довольно увесистый – 75,5x59 мм, 430 г. Фокусировка не мгновенная, но тихая. Встроенный ультразвуковой HSM-мотор позволяет использовать объектив на зеркалках Nikon D40 и D40X без потери автофокуса.
Объектив доступен для байонетов Canon, Nikon, 4/3. Цена – около 11000 руб.
____________________________________________________
Sigma AF 50 mm F2.8 EX Macro
Объектив со стандартным фокусным расстоянием 50 мм. Ориентирован на макросъемку, характеризуется высокими резкостью и контрастом на любых диафрагмах. Впрочем, многие портретные снимки доводят до кондиции в графическом редакторе. Если подходить к «полтиннику» от Сигмы с этой стороны – то он и как портретник весьма неплох. Тем более что резкости чаще всего не хватает, а не наоборот.
Существует специальная, более новая версия с индексом DG (только для цифровых зеркалок), которая отличается просветлением. Любая из версий обеспечит прекрасную пластику и рисунок в зоне размытия, но есть различия: новая – более контрастная и «жесткая» по цветопередаче.
Оптическая схема включает 10 элементов в 9 группах. МДФ – 19 см, масштаб 1:1. Объектив не обладает какими-либо приятными эргономическими особенностям, вроде внутренней бесшумной фокусировки. При фотографировании насекомых с соотношением 1:1 их вполне реально напугать жужжанием привода АФ. Зато он относительно компактный и легкий – 71,5x66,5 мм, 315 г.
Доступен для всех систем, кроме 4/3. Цена – около 9000 руб.
____________________________________________________
Tamron 90 mm f/2.8 Di Macro SP AF
У всех разные вкусы, но по объективным параметрам (цветопередаче, резкости, рисунку и эргономике) этот Tamron обходит большинство более дорогих конкурентов, а другим не уступает – например, похожему Tokina AT-X 100mm f/2.8 PRO D. Версия SP является модификацией старой модели, от которой отличается составом просветления.
Однако объектив может быть использован на любых зеркалках, включая пленочные.
Оптическая схема насчитывает 10 линз в 9 группах. Минимальная дистанция фокусировки – 30 см, масштаб 1:1.
Благодаря 9-лепестковой диафрагме, которая образует почти идеальный круг, рисунок в зоне размытия очень приятный. Это один из самых «художественных» объективов, доступных на прилавках. Высокий контраст и насыщенная цветопередача, в том числе при съемке против солнца.
Объектив лишен серьезных недостатков, таких как искажения геометрии и хроматические аберрации. Резкость на периферии кадра снижается незначительно. Точность фокусировки на всех дистанциях высока. К недостаткам можно отнести лишь обычную (не внутреннюю) систему фокусировки, шум при фокусировке. Корпус крупный и массивный (97x71,5 мм, около 500 г), конструктив – надежный (металл и качественный пластик). Передняя линза имеет небольшой диаметр и значительно углублена в корпус, что обеспечивает дополнительную защиту и позволяет обходиться без внешней бленды.
Встречается в вариантах для Canon, Nikon, Minolta и Pentax. Цена – около 13000 руб.
____________________________________________________
МС Пеленг 3,5/8
Объективы «рыбий глаз» чрезвычайно интересны с точки зрения художественного результата. Но случаи их покупки редки, как и жанры, в которых они могут использоваться. Одним из лучших в плане качества считается белорусский «Пеленг» – круговой fisheye, способный воспроизвести всю переднюю полусферу изображаемого пространства.
Формируемое изображение представляет собой круг диаметром 24 мм (на цифровых камерах по короткой стороне оно «обрезается»). Объектив снабжен адаптерами для крепления резьбу М42, байонеты Nikon и Canon EOS.
Важные достоинства – высокая резкость по центру, отличная цветопередача, эргономичность. Масса – около 600 г, размеры 75х100 см.
Стоимость – 8-10 тысяч руб.
____________________________________________________
Carl Zeiss Distagon 35/2 T* ZF
Кто только сегодня не производит объективы Carl Zeiss! Жаль, что приходится воспринимать данную марку как знак качества, а не название завода-изготовителя.
Японская компания Cosina, располагающая правами и на другую немецкую легенду – Voigntlander/Bessa, – производит по лицензии современные MF-объективы Carl Zeiss в модификациях для Nikon (вариант ZF), Leica M (ZM) и резьбы М42.
Отметим, что известные своим качеством японские дальномерные и среднеформатные объективы Zeiss для пленочных камер Contax производились до недавнего времени на заводах другого производителя – Kyocera. Отличаются объективы серий ZF/ZM и от своих автофокусных собратьев Zeiss-Sony.
Линейка Zeiss является самой совершенной в продукции Cosina. Она насчитывает 6 объективов: штатник Planar T* 1.4/50, портретник Planar T* 1.4/85, по паре макро (Makro-Planar T* 2/50, Makro-Planar T* 2/100) и широкоугольников (Distagon T* 2,8/25 и Distagon T* 2/35 ZF).
Утверждается, что разрешение Planar 50 mm f/1.4 T* ZF на 35-мм пленке Kodak Imagelink HQ составляет 320 линий/дюйм. Практика, однако, показывает, что детализация не отличается от аналогичного полтинника Nikon и бюджетного 50/1.8 AD-D, которые, с учетом автофокуса, в большинстве случаев удобнее. На стороне Cosina – достойное похвал качество изготовления и более приятный процесс ручной фокусировки.
Distagon 35/2 – пожалуй, самый удачный в линейке Zeiss-Cosina. Резкость выше, чем у аналога Nikon, нейтральная цветопередача при среднем уровне контраста – очень хорошо для пейзажно-жанрового объектива. Стоимость Дистагона – около 25000 руб.
____________________________________________________
Voigtlander Ultra-Wide-Heliar 12 mm f/5.6 Aspherical
Самый широкоугольный объектив для зеркальных камер, дающий нормальную перспективу (не «рыбий глаз»). Является модификацией такого же объектива для дальномерок Bessa от компании Cosina. Объектив, по существу, превращает цифровую зеркалку в дальномерную камеру, ибо для его установки нужно воспользоваться функцией подъема зеркала (Mirror lock-up) и снимать в ручном режиме, используя внешний видоискатель. Последний входит в комплект поставки и устанавливается на «горячий башмак».
Оптическая схема Гелиара – одна из наиболее древних. Она характеризуется своеобразным «текучим» рисунком, благодаря которому часто находила применение в портретных объективах. Рисунок Гелиара идет в плюс и широкоугольнику – пейзажи, сделанные на длинных выдержках со штативом, выглядят сказочно. В сочетании с хорошей резкостью и высоким контрастом.
Объектив удобно переносить (масса менее 200 г), но неудобно использовать. Цена – около 20000 руб. Производится с различными вариантами креплений.
____________________________________________________
Lensbaby 2.0
Современные объективы состоят из большого количества линз, чтобы обеспечить равномерную резкость. Но техническое качество не всегда идет на пользу. Наиболее красивым считается рисунок простейшего однолинзового монокля.
Объективы Lensbabies 2.0/3G состоят из пары просветленных линз в склейке (схема монокля-ахромата). Как современное воплощение монокля, они могут быть использованы для различных творческих экспериментов.
Линзовый блок соединяется подвижной трубкой-гармошкой с креплением байонета (для любой современной зеркалки). Можно варьировать расстояние от линзы до пленки, изменяя фокусное расстояние, а также отклонять объектив от оптической оси (эффект tilt-shift).
Выбор диафрагмы влияет на размер пятна сфокусированного (резкого) изображения: чем выше светосила, тем меньше этот участок.
Lensbabies не имеют стандартной лепестковой диафрагмы. Используется система заменяемых дисков различного диаметра. В комплект входят четыре дисковых диафрагмы – f/2.8, f/4.0, f/5.6, f/8. Без диска светосила составляет f/2.0, отсюда и название – Lensbaby 2.0.
Для установки диафрагмы в комплект входит приспособление с зажимом и боксом для хранения дисков. Над линзой диск закрепляется при помощи магнитного захвата.
Версии 2.0 и 3G имеют сходную конструкцию, которую отличает высокое качество сборки и материалов. Передний блок Lensbaby 2.0 приходится удерживать в момент съемки в нужном положении, что без штатива почти невыполнимо. Более дорогой вариант 3G позволяет фиксировать положения линзового блока с помощью винтовых зажимов.
Стоимость Lensbabies – соответственно 4500 и 7500 рублей. Возможна установка дополнительных конверсионных насадок – теле, макро и широкоугольной.
____________________________________________________
Гелиос-40-2
Один из лучших портретных объективов. Создан в конце 70-х на основе объектива Carl Zeiss Yena Biotar, производился в советское время Красногорским заводом. Фокусное расстояние 85 мм, светосила f/1.5. Устанавливается на цифровые зеркалки посредством переходного кольца (М42).
Стоимость переходника для Canon и Pentax не превышает $20. Для Sony/Minolta и Olympus переходник найти сложнее.
Крупный металлический корпус, покрытый черной эмалью, смотрится солидно. Судя по всему, он способен выдержать многие удары судьбы. Масса приближается к килограмму (82x84 мм, 885 г). Благодаря огромной светосиле объектива даже на цифровых зеркалках с их крошечными визирами ручная фокусировка приносит удовольствие.
Объектив отличают простая конструкция (6 элементов в 4 группах), но современное просветление (версия 40-2). Цветопередача смещена в сторону теплых тонов, но нет никакой желтизны, свойственной старой оптике. Диафрагма 10-лепестковая, причем лепестки имеют необычную выпуклую форму и даже подобия ровного круга не создают.
Как ни странно, «Гелиос-40» выдает очень хорошее для портретника разрешение по центру, а на диафрагмах f/4-8 может использоваться не только как портретный. Искажения геометрии кадра отсутствуют, уровень аберраций очень низок. На полностью открытой диафрагме присутствует незначительное виньетирование, которое не влияет на визуальный результат.
Простая оптическая схема приводит к падению резкости по краям кадра. Но в данном случае оно работает на рисунок, как и форма диафрагмы. Размытие фона исключительно красивое – без бликов, четких световых дисков и прочих несуразностей. Оно подобно мазкам кисти художника или струящейся воде. А если выражаться не столь поэтично, то по красоте рисунка Гелиос можно сравнить только с моноклем, а по детализации – с дорогими современными объективами.
Неудивительно, что цена на этот объектив в последнее время подскочила до 5-6 тысяч рублей, но найти его в продаже даже за эти деньги не так-то просто. Японские конкуренты с такой светосилой стоят от 35000 руб., а главное – с точки зрения рисунка наш объектив им не уступает, а, скорее, наоборот.
____________________________________________________
PCS ARSAT H 2.8/35
Для владельцев зеркалок Nikon покупка «Гелиоса» не имеет особого резона. Nikon имеет больший рабочий отрезок (расстояние от задней линзы до матрицы или пленки), чем резьбовая оптика, и объектив невозможно сфокусировать на бесконечность. В природе существуют простые переходные кольца (с потерей фокусировки на бесконечность) и кольца с дополнительной «хвостовой» линзой, но оба варианта не обеспечивают ожидаемого качества, теряются достоинства объектива.
Отчаиваться не стоит, так как украинская промышленность до сих пор производит объективы с индексом «Н», рассчитанные на использование с пленочной фотокамерой «Киев-19». Эта камера была качественной копией неавтофокусной камеры Nikon. Байонет тот же – никоновский, потому его и назвали «Н».
Под этот байонет была создана линейка отечественных объективов, многие из которых киевский завод «Арсенал» производит по сей день. В качестве замены «Гелиосу» или портретнику Nikon можно использовать отмеченный знаком качества Калейнар-5Н, как замена широкоугольнику – 2.8/35, штатнику – Arsat H 2/50. Украинский штатник уступает «родному» Nikkor AF 50/1.8D в резкости и плохо держит контровый свет, и, с учетом низкой стоимости Никкора, не является выгодной покупкой. Остальные объективы «Н», напротив, станут разумной покупкой, по соотношению цены и качества. Объективы отвечают современным требованиям качества по разрешению и цветопередаче, но плохо держат контровый свет.
Наибольший интерес представляют новые разработки Арсенала – широкоугольные объективы с функцией подвижек (shift). У западных фотографов эти объективы весьма популярны. Функция подвижек позволяет осуществлять съемку с коррекцией перспективных искажений (например, снимая здание из нижней точки). Такие объективы незаменимы для архитектурной съемки, но могут быть использованы и для других жанров – например, съемки интерьеров для рекламы.
Arsat 2.8/35 Н Shift насчитывает 11 линз в 8 группах. Он является развитием советской модели Мир-67Н. Вес составляет 550 г, габариты – 73х79 мм. Хотя изначально объектив предназначен для камер с байонетом Nikon, можно найти новые модификации, переделанные на байонеты других систем (любые варианты, кроме 4/3). Установка на зеркальные Олимпусы возможна через переходник М42.
Shift-объективы являются самой дорогой продукцией киевской фотопромышленности, но все равно на порядок дешевле брендовых собратьев (в зависимости от поставщика и модификации – до 16 тысяч рублей).
По статье Алексея Козырева на сайте wwwphotonews.ru
Взято с http://www.const-foto.ru/articles/advice/selection/