В этой статье поговорим об играх и игрушках для детей первого полугодия жизни. А точнее от рождения до того возраста, когда малыш начнет активно манипулировать предметами (вкладывать друг в друга, вытаскивать, перекладывать и т.д.). Понятно, что этот период у разных детей имеет разную продолжительность.
Какие игрушки покупать грудному младенцу, на что обратить внимание при их приобретении? В какие игры можно играть с малышом этого возраста и почему?
Какие покупать игрушки?
Приблизительно до 6-8 месяцев игровая деятельность ребенка – это исключительно исследование физических свойств окружающих его предметов (посмотреть, потрогать, попробовать на зуб, погреметь и постучать).
Какие это свойства?
-форма (геометрические фигуры, буквы, колечки, кубики, шарики и более сложные формы),
-размер (большой, маленький),
-масса (легкий, тяжелый),
-тактильные ощущения (гладкий, шероховатый, твердый, мягкий, текучий, сыпучий),
-положение в пространстве (далеко, близко, сверху, снизу, позади и т.д.),
-перемещение в пространстве (к себе, от себя, вверх, вниз, вправо, влево),
-скорость (быстро, медленно),
-температура (холодный, теплый, горячий),
-звучание,
-цвет и прозрачность,
-запах,
-вкус,
-способность разбираться на части,
и так далее.
Чем больше информации поступает в мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается!
Поэтому в этот период необходимо приобретать для ребенка несложные игрушки, но которые максимально полно отражают перечисленные свойства, чтобы познакомить малыша с многообразием окружающего мира и подготовить его к следующему этапу – осознанному манипулированию предметами, то есть непосредственно к игре в общепринятом смысле слова.
Замечательно, если одна игрушка будет сочетать в себе несколько свойств, тогда не придется приобретать большое количество игрушек.
Например, неваляшка меняет положение в пространстве, гладкая на ощупь, яркая, издает мелодичный звук.
К тому же, обычные предметы обихода уже содержат в себе все перечисленные свойства, поэтому их можно и нужно использовать в качестве материала для исследования.
Игрушки необходимо регулярно менять и обновлять. Исследовав одну игрушку, малыш ее бросает и тянется к другой. Это нормально! Хотя некоторые родители расстраиваются, думая, что ребенок не умеет играть, или ему ничем не угодишь.
Требования к игрушкам
Для исследования физических свойств предметов ребенок использует все доступные ему органы чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. В отличие от взрослого, который в большинстве случаев использует зрение и слух, реже – осязание и обоняние, и почти никогда - вкус.
Вы когда-нибудь задумывались, откуда вы знаете, какая на вкус бумага, ткань или пластилин? Ага, в детстве попробовали!
Совершенно недопустимо ограничивать ребенка в исследовании предметов на вкус и осязания с помощью рецепторов языка (проще говоря, тянуть все в рот), гораздо важнее обеспечить их гигиеническую чистоту.
Например, если малыш постоянно тянется к вашему мобильному телефону, приобретите ему игрушечный мобильник, который вы всегда сможете содержать в чистоте.
Нет смысла кипятить и обрабатывать дезинфицирующими растворами детские игрушки, достаточно хорошенько вымыть их с детским мылом и высушить. Ну, я полагаю, вы не ходите в уличной обуви по комнате, где играет ваш малыш? Исключение составляют игрушки б/у (бывшие в употреблении), которые перед первым использованием желательно прокипятить.
Гигиена – это не стерильность, а соблюдение правил, позволяющих снизить риск заболевания. Как ни странно, стерильность условий, в которых существует ребенок, приводит не к снижению вероятности заболеваний, а, наоборот, к повышению. Почему так происходит, я писала в статье Что нужно делать, чтобы ребенок не болел.
Особое внимание обратите на качество окраски игрушек. Лучше брать не окрашенные игрушки, а сделанные из цветных материалов, иначе малыш соскребет зубами краску и проглотит.
Зная, что дети до 1,5-2 лет все тянут в рот, добросовестные производители игрушек делают их из резины, дерева, пластмассы и других нетоксичных, моющихся материалов. Кроме того, игрушки для детей этого возраста не должны содержать мелких деталей, которые ребенок может отломать и проглотить.
И еще. Желательно, чтобы игрушка была похожей на оригинал. Например, лошадка должна быть лошадкой, а не инопланетным существом, отдаленно напоминающим лошадь.
Вы никогда не удивлялись тому факту, что годовалый малыш узнает предметы, нарисованные на картинках, даже если они изображены схематично? Лично для меня этот факт до сих пор остается загадкой. И если эта загадка будет когда-нибудь разгадана, то человек вплотную приблизится к созданию искусственного интеллекта.
Для того, чтобы малыш научился узнавать какой-то предмет, необходимо ему показать его в разных "обличиях" (например, нарисованный на бумаге, в виде объемной игрушки и вживую) и, разумеется, назвать. Ребенок интуитивно выделит общие признаки, которыми обладают все эти изображения предмета, и будет узнавать его в других ситуациях.
Теперь давайте от теории перейдем к практическим советам.
Музыкальный мобиль и игрушки-подвески
До 3-4 месяцев малыш - лишь пассивный наблюдатель, а с 3-4 месяцев начинает активно исследовать окружающий мир.
Поэтому с 3-4 месяцев над кроваткой ребенка и в коляску подвешивают игрушки-подвески.
Очень популярен так называемый музыкальный мобиль (каруселька с подвешенными на ней игрушками), который, медленно вращаясь, воспроизводит мелодию.
Малыш слушает музыку, наблюдает за движущимися игрушками, изучает их форму и цвет, поворачивает голову вслед за понравившейся игрушкой, тянется к ней, чтобы схватить. Все эти действия способствуют развитию его слуха, зрения, мышц шеи и координации движений.
Хорошо, если игрушки снимаются с мобиля, тогда он прослужит дольше, но уже в новом качестве.
Рекомендую повесить мобиль и над пеленальным столиком тоже, тогда малыш будет более спокойно себя вести во время переодевания.
Можно подвесить над кроваткой или на бортики кроватки погремушки с кольцами. Ребенок будет за них хвататься и активно трясти. Проследите, чтобы игрушки были надежно закреплены, чтобы малыш их не оторвал.
Очень интересное и полезное изобретение - развивающий коврик, который кладут на пол в детской для игр малыша.
Его использование, в отличие от кроватки с подвешенными в ней игрушками, не ограничивает перемещение ребенка. Большинство моделей развивающих ковриков выполнены из материалов разных текстур, содержат большое количество игрушек, которые можно менять, безопасное зеркало, и даже воспроизводят мелодичную музыку.