Дефекты речи
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастливым и уравновешенным, вы должны как можно раньше исправить дефекты его речи.
Малыш, который шепелявит, очень мил. Но шепелявящий школьник — это уже некрасиво. Взрослому человеку дефекты речи доставляют серьезные неудобства. Поэтому все недостатки произношения необходимо исправлять очень тщательно и своевременно.
Дефекты речи бывают двух видов: задержка речи и нарушения артикуляции.
Задержка речи (не путать с задержкой формирования языка) проявляется в том, что ребенок говорит, но упрощает или коверкает слова. Одни звуки заменяются другими, некоторые вообще не произносятся, повторяются слоги («бай-бай», «бо-бо»).
До 3 или 4 лет беспокоиться не стоит. В этом возрасте подобная манера говорить может считаться нормой. Ее даже называют «детским языком». Он должен постепенно уступить место нормальному языку и речи. Но если и после 4 лет ваш малыш говорит на детском языке, не следует считать это трогательным и забавным. Не пытайтесь сделать из ребенка «моего миленького малыша» навечно. Он ведь, чего доброго, может им и остаться.
Однако нельзя постоянно исправлять ребенка — это может привести к серьезным нервным расстройствам.
Вам следует посоветоваться с врачом, который выберет наиболее благоприятное время для переучивания ребенка. Лучше всего пройти курс лечения у логопеда до обучения в школе. Ребенок, продолжающий говорить на детском языке, скорее всего будет стесняться читать вслух, что может повлечь за собой новые трудности.
Не пытайтесь как можно скорее достичь наилучших результатов. Переучивание проводится на специальных занятиях (чаще всего 2 раза в неделю). Мать должна на них присутствовать и ежедневно повторять с малышом некоторые маленькие упражнения (10 минут в день). Наберитесь терпения и упорства.
Умейте понять внутренний мир малыша. Некоторые дети хотят навсегда остаться маленькими, чтобы все в семье о них заботились. Иногда это происходит после рождения младших братьев и сестер. В этом случае уделяйте старшему ребенку максимум внимания, старайтесь успокоить его.
Расстройства артикуляции состоят в том, что ребенок неправильно произносит звуки. Ему не удается произнести звук из-за неправильного положения того или иного органа речи.
Ребенок может картавить, шепелявить, неправильно произносить звуки «л», «ль» или некоторые другие. Во всех этих случаях вы должны следить за регулярностью занятий с логопедом, выполнять предписанные им ежедневные упражнения.
Дефекты речи могут быть связаны с различными органическими отклонениями. Неправильное дыхание (слишком быстрое и неконтролируемое) и глотание (стойкость сосательных движений) могут привести к нарушению произношения звуков.
Анатомические дефекты (заячья губа, расщелина неба) исправляются только при помощи операции, после которой с ребенком нужно заниматься, учить его правильно произносить звуки.
Если ребенок говорит «в нос», дышит через нос, делая дополнительные движения, родители должны обеспокоиться. Возможно, причиной этого является скрытое разделение небной кости, осложнения после операции на небе, паралич небной занавески или у ребенка слишком короткая небная занавеска (мягкая часть неба, переходящая в маленький язычок).
Неправильное развитие этих органов приводит к тому, что в речи ребенка некоторые согласные и гласные звуки становятся носовыми. В таком случае необходимо хирургическое вмешательство.
Неправильная форма языка и маленького язычка, неразвитые мышцы вокруг рта также вызывают трудности в произношении отдельных звуков.
На произношение влияет и положение зубов. Если зубы растут криво, ребенку необходимо носить специальный корректирующий аппарат в течение некоторого времени. Стоматолог поможет подобрать его для вашего ребенка. Лучше всего обращаться к врачу до 3—4 лет.
При всех отклонениях в произношении необходимо проверить слух ребенка. Дети, которые плохо говорят, чаще всего плохо слышат.
В 18 месяцев малыш уже говорит десяток слов. К 2 годам он основательно пополняет свой словарный запас.
К 20 месяцам он может сказать два связных слова, например: «Поля ест», «Слава играет».
С 2 лет ребенок уже пользуется теми словами, которые усвоил. Постепенно он начинает употреблять глаголы в неопределенной форме, местоимения.
К 3 годам малыш знает местоимение «я». Это важный этап развития маленького человека, который уже не говорит о себе: «Петя покушал». Ребенок осознает себя, он уже личность. Поэтому не нужно говорить с ним от 3-го лица.
С 3 лет ребенок начинает все лучше и лучше усваивать язык. Во многом это зависит от семьи: единственный ребенок, с которым вся семья разговаривает и уделяет ему огромное внимание, начинает говорить правильно гораздо быстрее, чем другие дети. Очень часто возникают проблемы с речью близнецов. Они прекрасно понимают друг друга и не стремятся разговаривать с другими людьми, даже не прилагают усилий, чтобы их поняли окружающие.
Очень требовательные к себе дети не хотят разговаривать на «детском языке», пытаясь научиться выражаться правильно, как взрослые.
Эти дети позже других начинают говорить, но очень быстро учатся складывать слова в предложения, тогда как у детей, начавших говорить в нормальные сроки, возникают трудности в составлении предложений.
Если после 3 лет малыш не может связать два слова, чтобы сказать предложение, его нужно показать специалисту, так как в данном случае возникает вероятность запаздывания умственного развития, проявления глухоты или нарушения моторной функции мозга.
Роль родителей в развитии речи ребенка чрезвычайно важна. Речь малыша в значительной степени зависит от взаимоотношений с матерью, от ее речи.
Дети будут плохо говорить, если у них с матерью не сложились отношения любви, нежности, привязанности. Замечено, что в детских домах малыши начинают говорить достаточно поздно. Но и дети слишком заботливых мам медленно учатся говорить. Им не хочется учиться и даже пытаться произносить слова.
Вы должны дать ребенку чувство безопасности, в котором он так нуждается, позволяя ему делать самому то, что он уже должен уметь. Некоторые мамы совершают ошибку, делая за ребенка то, на что он вполне способен сам. Лучше потратить время и позволить малышу самому справиться, например, с пуговицами или шнурками, чем под предлогом нехватки времени делать все самой.
При возникновении нарушений речи ребенка следует обратиться к врачу.
Заикание встречается достаточно часто. Оно хорошо поддается лечению, если не упустить время. Существуют различные типы заикания:
— ребенок повторяет слоги в словах;
— ребенок не может произнести некоторые слоги, он делает огромные усилия, напрягая мышцы рта, нос;
— сочетание первого и второго типа: повторение слогов и невозможность их произнесения.
Если заикание у ребенка 2—3 лет длится не более 3—6 недель, волноваться не нужно: оно само проходит. Ребенок просто не усваивает правильное произношение, его мысль опережает речь, в результате чего он «спотыкается» при выговаривании слов. Вы не должны «зацикливать» ребенка на его трудностях.
В младшем школьном возрасте заикание более серьезное нарушение, которое может препятствовать обучению. Наибольшие затруднения возникают при устных ответах и чтении вслух. Иногда ребенок боится отвечать перед классом.
Заикание может быть связано с испугом, шоковым, стрессовым состоянием ребенка или являться следствием ранних повреждений головного мозга. В первом случае необходимо сначала помочь ребенку выйти из тяжелого психического состояния, а затем начать занятия с логопедом. Может потребоваться помощь психотерапевта. Во втором случае заикание более стойко, мало зависит от обстановки и труднее поддается исправлению.
Не требуйте, чтобы ребенок говорил медленно — он будет еще больше нервничать и напрягаться. Не одергивайте его, когда он говорит, не останавливайте его речь. Не подчеркивайте, что он заикается, слушайте его уважительно, не показывайте своего напряжения. Говорите с ним медленно, не спеша, читайте ему побольше вслух, рассказывайте сказки и просите, чтобы он вам их пересказывал. Пусть он занимается спортом, зарядкой. Научите его расслабляться.. Создайте в семье спокойную, благоприятную атмосферу. Не сравнивайте его с другими детьми, говорящими правильно и не заикающимися.