Синий
Синий цвет символизирует духовную чистоту, возвышенность, холод, вечность, тайну.
Он ассоциируется с небом и морем, поэтому совмещает в себе ощущение возбуждения и покоя.
Символика цвета. Поклонение этому цвету уходит корнями в далекое прошлое. Вавилонский бог богов Мардук и персидский бог Митра носили небесные накидки. Голубыми сапфирами украшен был трон бога Ягве. Синие покрывала лежали на священных предметах.
В христианской культуре синий ассоциировался с непостижимыми тайнами и вечной божественной истиной. В голубых одеждах изображали Деву Марию, этот цвет олицетворял единство "Отца, Сына и Святого Духа".
В Древнем Египте синий цвет нравился нильским божествам. Голубые платья носила богиня Изида. В Китае с этим цветом связывали идею бессмертия. На Востоке ярко-голубой считался оберегом от черной магии и дурного глаза. Этот цвет в арабо-мусульманской культуре всегда был связан с мистикой.
В Европу синева пришла с Востока, скорее всего из Китая и Индии. Отсюда и возникло название "индиго" - "индийская краска". Индиго, добываемое из одноименного кустарника, привозили из заморских стран португальские купцы. Лишь позднее синюю краску стали получать из местных растений. Еще более редким был ультрамарин, который изготавливался на минеральной основе, из порошка ляписа. Не случайно поэтому Леонардо да Винчи использовал ультрамарин только в тех случаях, когда на этом настаивал заказчик.
Иногда оттенки синего и черного цветов способны сближаться, и тогда синий считается траурным, как в Древнем Египте и в некоторых племенах Южной Америки. Синий может пророчить беду. Князь Святослав из "Слова о полку Игореве" видит в вещем сне, что ему черпают синее вино, с горем смешанное. У славян синий символизировал печаль, горе, ассоциировался с миром бесов. Синими и черными описывают чертей. В русском фольклоре синего цвета была вода, которая считалась в древности местом, где таятся злые, враждебные человеку силы. Французы называют ужас синим страхом. Вспомним также "Синюю бороду" и голубые болотные огни, завлекающие в трясину неосторожного ночного путника.
Действие цвета. Сейчас о человеке, предпочитающем синий цвет, говорят, что он находится в состоянии меланхолии, ему необходим частый отдых, но он верен и влюблен. Хотя синий цвет - цвет преданности, но человек всегда может быть уязвимым, доверившись своим союзникам. При неприятии этого цвета человек только создает впечатление, будто может охватить необъятное, но сам крайне неуверен и углублен в себя. Безразличие к этому цвету - знак легкомысленности в чувствах.
Когда синий цвет ставят на первое место, значит испытывают потребность в эмоциональном спокойствии, безмятежном состоянии духа, гармонии и удовлетворенности или же потребность в отдыхе, разрядке или лечении.
У такого человека события развиваются гладко, следуя строго заведенному порядку. Отношения с окружающими людьми носят спокойный характер и свободны от конкуренции. Такой человек хочет доверять сам и чтобы доверяли ему.
Когда синий оказывается в конце цветового ряда, потребность в безмятежном состоянии духа или взаимном доверии остается неудовлетворенной. Человек начинает беспокоиться тем больше, чем дальше от начала поставлен синий цвет. Существующие эмоциональные контакты с коллегами по работе отвергаются, потому что они не соответствуют его высоким требованиям и кажутся утомительными. Человек может их разорвать, бросив дом или поменяв работу. Даже если он в полной мере сознает свою ответственность перед семьей или работой, все равно будет стремиться уходить от неприятных обязательств.
Отвергнутый синий цвет может означать непоследовательное поведение и умственное возбуждение. Это может ослабить способность к концентрации внимания. Дети испытывают трудности в учебе, взрослые могут приобрести в дальнейшем нарушения в деятельности нервной системы, заболевания сердца и проблемы с кровообращением.
При отторжении синего цвета в качестве компенсации может быть избран зеленый цвет. В этом случае зеленый, выражающий настойчивое желание самоутвердиться, будет свидетельствовать о гордом и бунтарском стремлении к независимости. Это часто бывает у молодых людей, которые хотят порвать с семьей и родительской опекой.
При отказе от синего цвета компенсационным может стать красный. В этом случае эмоциональная неудовлетворенность будет сопровождаться равнодушным поведением или повышенной сексуальностью (синдром Дон Жуана). Если человек отвергает половое распутство, он может энергично увлечься авантюрной деятельностью (автомобильные гонки, охота), в ходе которой будет преодолевать острые опасности.
При компенсации желтым цветом человек будет искать выход из трудностей. Поиск может быть направлен не только на решение проблем, но и на обретение душевного согласия. Это может заставить человека заняться философскими изысканиями, религией, общественной деятельностью.
Синий цвет умиротворяюще действует на центральную нервную систему. Уменьшается кровяное давление, сокращается частота пульса и дыхания, а самозащитные механизмы организма включаются в работу. Потребность в этом цвете возрастает в случае болезни, упадка сил, а также когда появляется склонность к чувствительности и обидчивости.
Синий цвет придает человеку силы, олицетворяя собой неземную власть. Цветотерапевты советуют в состоянии стресса ставить перед собой стакан воды, постелив под него лист синей бумаги. Нужно сидеть спокойно десять минут, глядя на воду, а потом медленными глотками выпить ее. Сразу же придет облегчение. Оказывается, вода заряжается синим цветом, который влияет на наше подсознание.
Синий - это не только уверенность, это еще и нежность, тишина, покой. Синий цвет успокаивающе действует на агрессивных и нетерпеливых.
Шеллинг в "Философии искусств" писал, что "молчание - это истинное состояние безмятежного моря". Синий цвет является символом спокойных вод, ровного темперамента, женственности.
Синий и голубой успокаивают психику, способствуют сопереживанию, эстетическим наблюдениям и философским размышлениям. Не случайно у мусульман нижняя часть архитектурных сооружений синего цвета - мир воспринимается с колен (в отличие от христиан). На Востоке верили, что синий сапфир дает отдых усталому телу. Маги пропускают солнечный свет через синее стекло, так, чтобы лучи попадали на больную часть тела, и пациент выздоравливал.
Синий цвет снижает давление, стимулирует зрение.
Голубой цвет повышает тонус организма, помогает при нарушениях обмена веществ, органов дыхания.
На Востоке открыли еще одно свойство синего цвета: он защищает человека от злых духов и дурного глаза, отпугивает хищников. В институте Бомбея пришли к любопытному выводу. Оказывается, тигры боятся синего цвета. Они боязливо обходят стороной те овчарни, стены которых выкрашены синим.
Обычай заворачивать новорожденных в голубые пеленки пошел от желания уберечь ребенка от сглаза и порчи. В голубое рядили мальчиков, потому что на Востоке ценили наследников только по мужской линии. Розовые пеленки для девочек появились гораздо позже.
Еще синий цвет обладает значительной глубиной и объемностью. Он особенно привлекает тех людей, кто весит больше нормы.
Цвет и мода. Хотя синий вместе с красным мог служить символом праздника, он встречается и в траурных народных костюмах. Не случайно в журналах XIX века в статьях о моде "синий" писался в иноязычном варианте. Очень немногие названия синего русифицировались, например "электрик" - ярко-синий. Другие же продолжали писать по-французски, хотя свободно владеющих французским языком становилось все меньше.
Синий цвет применялся довольно редко. Чаще его можно было увидеть в форменной одежде, чем в модной.
Особой униформой служили придворные наряды фрейлин, статс-дам или гофмейстерин. Только наставницы великих княжон носили синие бархатные платья и на балах были единственными дамами, одетыми в синее.
Насчет голубого цвета предубеждений не существовало. Бытовало даже выражение "голубые штаны", которым обозначали служащих жандармского управления.
Волшебство синей краски давно оценили дизайнеры и специалисты по маркетингу. Вслед за голубыми джинсами в наш быт вошли голубые шахматные компьютеры.
Ученые Кельнского университета находят более прозаическое объяснение моде на все синее. На их взгляд, она появляется, когда массами овладевают настроения "конца света". Специалисты по изучению общественного мнения отмечают синий цвет самым модным в Германии в последнее время. Опросы в других странах показали, что и там половина населения предпочитает синее.
Цвет и имидж. Имиджмейкеры рекомендуют деловым дамам внимательнее оценить синюю цветовую гамму. В ней много оттенков, которые подойдут женщине любого типа. Для выступлений перед телекамерами желателен темно-синий костюм с однотонной блузкой или блузкой с неярким расплывчатым рисунком, желательно серого цвета. Однако лучше отказаться от костюмов бирюзового, яркого ультрамаринового, бледно-серого цвета.
Еще одно преимущество традиционного темно-синего костюма в том, что его можно надеть несколько раз в неделю и люди не заметят, особенно если часто менять блузки.
Серый
Серый - цвет равновесия между белым и черным. Это любимый цвет рассудочных и недоверчивых натур, которые долго думают перед тем, как принять какое-либо решение. Этот нейтральный цвет предпочитают также те, кто боится быть скомпрометированным.
В некоторых культурах, например в мусульманской, серый цвет считается плохим, так как затемняет белый.
Серый цвет в общем-то "бесцветный", в нем не заложено никаких стимулов и никаких психологических тенденций. Он нейтральный. Серый - это не оккупированная территория, а граница, линия разграничения, позволяющая различить контрастные части.
Действие цвета. Тот, кто ставит серый цвет на первое место, хочет отделить себя от остального мира, хочет, чтобы его оставили в покое и ни во что не вмешивали. Он не желает ни в чем участвовать. Даже когда необходимо полностью погрузиться в какое-то дело, человек, поставивший серый цвет на первое место, контролирует свои действия на расстоянии, он как бы стоит в стороне и наблюдает за собой, не позволяя захватить себя целиком.
С другой стороны, человек, для которого серый среди других цветов занимает последнее место, стремится прикоснуться ко всему. Он считает, что имеет право принимать участие во всем, происходящем вокруг него. В результате окружающие начинают относиться к нему как к излишне любопытному, назойливому и сующему нос не в свои дела. Нейтральность серого цвета наводит на него скуку.
Тот, кто ставит серый на второе место, не столь однозначен. С одной стороны, он пытается компенсировать свои проблемы с помощью цвета, стоящего в первой позиции. С другой стороны, игнорирует оставшиеся цвета из-за боязни, что таящиеся в них стимулы вовлекут его в какую-нибудь авантюру вопреки его воли. Такой человек как бы "выключен" и изолирован от окружающего мира, хотя может казаться даже слишком активным.
Если серый стоит на третьем месте, все равно дисбаланс между другими цветами настолько велик, что два первых цвета используются лишь в качестве компенсации
Таким образом, люди, ставящие серый цвет на первые три позиции, пытаются обмануть себя. Многие крупные руководители промышленности и коммерции отличаются таким компенсаторным поведением - они ставят серый цвет в начале цветового ряда.
Цвета, стоящие непосредственно перед серым в начале ряда и сразу же после него, указывают на наличие стресса. Нормальное среднестатистическое положение серого - это 5-7-е место среди восьми основных цветов. Во всех других позициях серый значит очень многое. Например, в любой ситуации, вызывающей усталость, нервное состояние или стресс, серый передвигается в начало ряда.
Колористы считают, что любовь к серому цвету - своеобразная защита психики и стремление к выживанию. Импульсивному, легкомысленному человеку серый цвет обычно не нравится.
Цвет и мода. Серый цвет наши предки не жаловали. Древние люди предпочитали носить одежду ярких оттенков. В средние века он использовался в костюмах лишь в качестве дополнений, например к фиолетовому или черному и белому (последняя цветовая комбинация была по душе королю Рене Анжуйскому). Серый, как и коричневый, воспринимался тогда как цвета грусти.
Позже отношение к серому меняется. Разнообразие оттенков серого в текстильном производстве минувшего века поражает. Существовал, например, "розовый пепел", цвет испуганной мыши (все это нежно-серый цвет). Цвет "наваринского пепла" имел более темный оттенок: жемчужный оттенок серого назывался "гридеперлевый" (в начале века его называли и писали только по-французски). Некоторые названия серых оттенков не получили русского эквивалента вообще и не прижились с иноземным названием.
Хорошо известно название темно-серого цвета маренго (серый с вкраплениями черного). Оно появилось после битвы при Маренго в 1800 году. Дело в том, что ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета. Тот же темно-серый цвет назывался "паук, замышляющий преступление", правда, название цвета писалось на французском языке.
Был и цвет "влюбленной жабы" - зеленовато-серый. Цвет гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот.
К группе серых цветов относили оттенки, возникавшие при сочетании двух или трех видов нитей. Например, ткань гриделен, грездолин представляла собой материал серого цвета в черную или светло-серую полоску.
Ткань "борода Абдель-Кадера", или "борода Абдель-Керима" - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Грезет, гризет, резет - ткань однотонная, сначала только серая, из шерсти или шелка низкого сорта, с мелким цветочным рисунком. Швеи, шляпницы, модистки, зарабатывающие на жизнь собственным трудом, умудрялись одеваться модно благодаря этой ткани, поэтому сами девушки стали называться гризетками. Со временем этот материал мог быть уже не только серого, а любого другого цвета.
Крестьяне называли темно-серый цвет смурым. Получался он таким образом. При домашней выделке шерстяных тканей пряжу редко окрашивали. Материалы из нее получались различных грязно-серых оттенков цвета натуральной шерсти - иногда с коричневатым оттенком.
Существовал еще "дикий" цвет - естественный цвет исходного материала, не подвергавшегося отбеливанию или окраске.
Серый был одним из самых распространенных цветов в Советском Союзе. Пальто серого цвета а-ля шинель, костюмы серые, платья неярких, немарких расцветок. После того как ЮНЕСКО провела исследования в Америке, Европе и СССР, она установила, что советские люди полностью выпали из мировой цветовой культуры. Они предпочитали совершенно иную цветовую гамму, чем все другие народы.
Отечественные текстильные фабрики производили ткани в основном трех мрачных цветов: серого, коричневого и черного. По мнению психологов, такая гамма построена на оттенках разрушения, но это и своеобразная психологическая защита.
Потом, словно очнувшись, женщины бывшего Союза ударились во все тяжкие. Были увлечения ультрамарином, алым, огненно-рыжим, ядовито-зеленым, флюоресцентными красками. Но костюм серого цвета никогда не уходил в утиль.
В конце XX столетия серый цвет опять актуален. Он воспринимается как альтернатива базовому черному. Его стали носить без ограничений и днем, и вечером. Модные ткани - твид, кашемир, фланель - окрашены во всевозможные оттенки серого. Популярны ткани с эффектом блеска, они также часто серебристого цвета.
Цвет и имидж. Серый традиционно считается вторым предпринимательским цветом, как и темно-синий. Кроме того, даже темно-серый производит более мягкое впечатление на окружающих, чем черный, и поэтому имиджмейкеры советуют, чтобы расположить собеседника к себе, надевать костюм именно серого цвета. Но серый цвет необходимо "оживлять" каким-то другим оттенком, например зеленым, желтым или пастельным. Один серый или в сочетании с белым цветом выглядит скучновато.